В Торонто финишировал 48-й международный кинофестиваль. Там нет конкурса с жюри, но есть приз зрительских симпатий, часто совпадающий с «Оскаром». Его получил режиссерский дебют телевизионного сценариста Корда Джефферсона «Американское чтиво». Кинофестиваль впервые в истории открылся анимационной лентой — полнометражным фильмом Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица».
Атмосфера фестиваля
«Фестиваль фестивалей» — так называли смотр в Торонто, когда он впервые открылся в 1976 году. Тем самым подчеркивались неконкурсный характер TIFF и второстепенность призовой интриги. В отличие от «большой тройки» мировых фестивалей (Канны, Венеция и Берлин), премии в главной категории определяет не жюри, а публика. Да и номенклатура призов здесь несколько необычна в сравнении с другими фестивалями.
Так, главной наградой считаются премии зрительских симпатий People’s Choice Awards, которые отражают рейтинг показанных фильмов, исчисляемый голосованием зрителей.
Организаторы 48-го Международного кинофестиваля в Торонто отобрали 60 картин из 70 стран в программы Гала-показов и Специальных презентаций. Среди них 37 мировых премьер, 7 международных премьер, 12 североамериканских премьер, а также 4 канадские премьеры.
На сайте фестиваля программа Gala Presentations обозначается как «Кинозвезды. Премьера на красной дорожке. Большой интерес зрителей», а программа Special Presentations — «Громкие премьеры и ведущие мировые кинематографисты».
TIFF — один из кинофестивалей, которые традиционно запускают сезон «Оскара». Например, мировая премьера вестерна Джейн Кэмпион «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли состоялась именно на TIFF в 2021 году, а затем картина получила 12 номинаций на премию «Оскар».
В прошлом году на TIFF состоялась премьера немецкого фильма «На западном фронте без перемен», который затем получил четыре премии «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». А главная награда 47-го кинофестиваля в Торонто досталась «Фабельманам» Стивена Спилберга. Лента получила семь номинаций на «Оскар».
Обозреватели отмечают, что в этом году многие знаменитости, приглашенные представить фильмы с их участием, отказались приехать, проявив солидарность с бастующими гильдиями актеров и сценаристов.
В то же время ряд кинозвезд получили разрешение своих гильдий и приехали в Торонто для встреч со зрителями и участия в публичных дискуссиях. Гостями смотра стали Ава Дюверней, Гильермо дель Торо, Шон Пенн, Лора Линни, Итан Хоук, Вигго Мортенсен, Николас Кейдж, Джессика Честейн, Сильвестр Сталлоне. Но, как отмечают обозреватели, звездная лихорадка, которая обычно сопровождает фестиваль, на этот раз поутихла, а толпы фанатов у входов в фестивальные залы несколько убавились в объеме.
В этом году на фестивале не было фильмов из России. В последний раз на смотре Россию представляла картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко.
Главные победители Торонто-2023
Фильм «Американское чтиво» (American Fiction) завоевал главную награду People’s Choice Award в игровой секции. Тем самым лента режиссера-дебютанта Корда Джефферсона заявила о себе как об одном из фаворитов предстоящей оскаровской гонки. Достаточно сказать, что победитель в этой секции фестивальной программы TIFF за последние 15 лет получал оскаровскую номинацию как лучший фильм года 14 раз.
Лента «Американское чтиво» с Джеффри Райтом в главной роли представляет собой острую социальную сатиру. Герой фильма, писатель, добивается неожиданного успеха, выпустив роман, в который он намеренно собрал все расхожие стереотипы о чернокожих американцах. Фильм снят по роману «Уничтожение» (Erasure) писателя Персиваля Эверетта. Критики говорят об уверенной режиссуре Джефферсона, ранее удостоенного премии «Эмми» за работу на телевидении.
Второе место в этой категории получила трогательная комедия «Оставленные» (The Holdovers) режиссера Александра Пейна. Пол Джаматти блестяще играет профессора античной истории в пансионе для мальчиков, которого оставляют на рождественские каникулы в здании школы опекать тинейджера-ученика, злостного нарушителя дисциплины, которого родители отказались забирать домой на это время. Компанию несладкой парочке составляет чернокожая повариха школьной столовой, которая переживает собственную семейную травму. По прогнозам ряда критиков, «Оставленные» обречены на немалый зрительский успех, сравнимый с успехом таких лент Пейна, как «На обочине», «О Шмидте» и «Небраска».
На третьем месте в основной категории оказался анимационный фантазийный фильм японского мастера Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» (Kimitachi wa Dou Ikiru ka). Действие ленты разворачивается после Второй мировой войны, унесшей жизнь матери главного героя. Тоскующий по ней мальчик переезжает в сельскую местность и встречает говорящую цаплю, которая увлекает его в захватывающее и меняющее жизнь приключение в потустороннем мире.
Это первый за 10 лет полнометражный фильм Миядзаки, на его производство у японской анимационной студии Ghibli ушло 7 с половиной лет. Обозреватели и кинокритики назвали работу Миядзаки «визуальным шедевром». В Ghibli ранее заявили, что «Мальчик и птица» станет последней работой 82-летнего Хаяо Миядзаки.
В Японии премьера анимационной ленты состоялась 14 июля — фильм уже побил кассовые достижения «Унесенных призраками» и вызвал ожесточенные споры о заложенных в него философских смыслах. К примеру, сайт Anime News Network написал о нем, что «этот фильм можно смотреть сотни раз, открывая для себя все новые и новые моменты той или иной сцены» и назвал его «настоящим анимационным подвигом, не похожим ни на что, что мы видели за последнее десятилетие». А сам режиссер лишь хитро шутит о том, что и сам не понял своего фильма.
В параллельной секции «Полуночное безумие» (Midnight Madness), показывающей радикальное и эксцентричное жанровое кино, победу одержал «Дикс: Мюзикл» (Dicks: The Musical) режиссера Ларри Чарльза, основанный на пьесе, шедшей в театре офф-Бродвей. Это провокационный новый проект режиссера «Бората» и первый в истории студии A24 мюзикл (еще и с рейтингом R, запрещающим просмотр фильма лицам до 16 лет без присутствия взрослых).
По сюжету два главных героя (их роли сыграли сценаристы фильма Аарон Джексон и Джош Шарп) узнают, что они однояйцевые близнецы. Это открытие герои используют неожиданным образом — решаются на подлог, в котором меняются местами, чтобы постараться вернуть своих рассорившихся родителей. По свидетельствам зрителей, получилось очень недетское кино о детских травмах и взрослой боли, но с юмором, песнями и танцами (не зря в продюсерах те же ребята, что делали «Величайшего шоумена»).
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Олег Сулькин, golosameriki.com
Елена Зархина, kinotv.ru
deadline.com
blog.okko.tv
mn.ru