15 сентября в Торонто завершился 49-й международный кинофестиваль. На смотре было представлено 278 картин, некоторые из них впоследствии будут претендовать на «Оскар», а какие-то появятся в отечественном прокате. Получателями главных премий зрительских симпатий в этом году стали два фильма — «Жизнь Чака» Майка Флэнагана и «Субстанция» Корали Фаржа в секции «Полночное безумие».
Гала-премьеры кинофестиваля в Торонто 2024:
- «Andrea Bocelli: Because I Believe» (Andrea Bocelli: Because I Believe, США, 2024), реж. Косима Спендер;
- «Быть лучше: История Робби Уильямса» (Better Man, Австралия/ Китай/ Франция/ Великобритания/ США, 2024), реж. Майкл Грэйси;
- «Деб» (The Deb, Австралия/ США, 2024), реж. Ребел Уилсон;
- «Don’t Let’s Go to the Dogs Tonight» (Don’t Let’s Go to the Dogs Tonight, ЮАР, 2024), реж. Эмбет Дэвидц;
- «Eden» (Eden, США, 2024), реж. Рон Ховард;
- «Elton John: Never Too Late» (Elton John: Never Too Late, США, 2024), реж. Р.Дж. Катлер, Дэвид Ферниш;
- «Друг» (The Friend, США, 2024), реж. Скотт МакГихи, Дэвид Сигел;
- «Харбин» (Harbin, Корея Южная, 2024), реж. У Мин-хо;
- «Знакомство с варварами» (Meet the Barbarians, Франция, 2024), реж. Жюли Дельпи;
- «Мегалополис» (Megalopolis, США, 2024), реж. Фрэнсис Форд Коппола;
- «Щелкунчики» (Nutcrackers, США, 2024), реж. Дэвид Гордон Грин;
- «О, Канада» (Oh, Canada, США/ Израиль, 2024), реж. Пол Шредер;
- «Школа мистера пингвина» (The Penguin Lessons, Испания/ США, 2024), реж. Питер Каттанео;
- «Возвращение Одиссея» (The Return, Франция/ Италия/ Великобритания/ Греция, 2024), реж. Уберто Пазолини;
- «Road Diary: Bruce Springsteen and The E Street Band» (Road Diary: Bruce Springsteen and The E Street Band, США, 2024), реж. Том Зимни;
- «Саван» (The Shrouds, Канада/ Франция, 2024), реж. Дэвид Кроненберг;
- «Superboys of Malegaon» (Superboys of Malegaon, Индия, 2024), реж. Рима Кагти;
- «Takin’ Care of Business» (Takin’ Care of Business, США, 2024), реж. Тайлер Мисом;
- «Неукротимый» (Unstoppable, США, 2024), реж. Уильям Голденберг;
- «Уилл и Харпер» (Will & Harper, США, 2024), реж. Джош Гринбаум;
- «Дикий робот» (The Wild Robot, США, Япония, 2024), реж. Крис Сандерс;
- «Вильгельм Телль» (William Tell, Великобритания/ Швейцария/ Италия, 2024), реж. Ник Хэмм.
Специальные премьеры кинофестиваля в Торонто 2024:
- «40 Acres» (40 Acres, Канада, 2024), реж. Рэндолл Торн;
- «All of You» (All of You, США/ Великобритания, 2024), реж. Уильям Бриджес;
- «Все, что нам кажется светом» (All We Imagine as Light, Франция/ Индия/ Нидерланды/ Люксембург/ Италия/ Швейцария/ США/ Бельгия, 2024), реж. Паял Кападиа;
- «Анора» (Anora, США, 2024), реж. Шон Бэйкер;
- «Оценка» (The Assessment, Германия, 2024), реж. Флёр Форчун;
- «Плохая девочка» (Babygirl, Нидерланды/ США, 2024), реж. Халина Рейн;
- «Птица» (Bird, Великобритания/ США/ Франция/ Германия, 2024), реж. Андреа Арнольд;
- «Bring Them Down» (Bring Them Down, Ирландия, 2024), реж. Крис Эндрюс;
- «Бруталист» (The Brutalist, США/ Великобритания/ Венгрия, 2024), реж. Брэйди Корбет;
- «Can I Get a Witness?» (Can I Get a Witness?, Канада, 2024), реж. Энн Мари Флеминг;
- «Carnival Is Over» (Carnival Is Over, Бразилия/ Португалия, 2024), реж. Фернандо Коимбра;
- «Поколение романтиков» (Caught by the Tides, Китай, 2024), реж. Цзя Чжанкэ;
- «Конклав» (Conclave, Великобритания/ США, 2024), реж. Эдвард Бергер;
- «The Cut» (The Cut, Великобритания/ США, 2024), реж. Шон Эллис;
- «Дагомея» (Dahomey, Франция/ Сенегал/ Бенин/ Сингапур, 2024), реж. Мати Диоп;
- «Эмилия Перес» (Emilia Pérez, Франция/ Бельгия, 2024), реж. Жак Одиар;
- «Конец света» (The End, Дания/ Ирландия/ Германия/ Италия/ Великобритания/ США/ Швеция, 2024), реж. Джошуа Оппенхаймер;
- «Как кремень» (The Fire Inside, США, 2024), реж. Рэйчел Моррисон;
- «Девушка с иглой» (The Girl with the Needle, Дания/ Польша/ Швеция, 2024), реж. Магнус фон Хорн;
- «Суровая правда» (Hard Truths, Великобритания/ Испания, 2024), реж. Майк Ли;
- «Жатва» (Harvest, Великобритания/ Германия/ Греция/ Франция/ США, 2024), реж. Афина Рахель Цангари;
- «Еретик» (Heretic, США/ Канада, 2024), реж. Скотт Бек, Брайан Вудс;
- «Задержи дыхание» (Hold Your Breath, США, 2024), реж. Кэрри Круз, Уильям Джонс;
- «Я все еще здесь» (I’m Still Here, Бразилия/ Франция, 2024), реж. Уолтер Саллес;
- «Я, палач» (I, the Executioner, Корея Южная, 2024), реж. Рю Сын-ван;
- «K-POPS!» (K-Pops!, США, 2024), реж. Андерсон Паак;
- «Шоугерл» (The Last Showgirl, США, 2024), реж. Джиа Коппола;
- «Жизнь Чака» (The Life of Chuck, США, 2024), реж. Майк Флэнаган;
- «Любовь в большом городе» (Love in the Big City, Корея Южная, 2024), реж. Ли Он-хи;
- «The Luckiest Man in America» (The Luckiest Man in America, США, 2024), реж. Самир Оливерос;
- «Millers in Marriage» (Millers in Marriage, США, 2024), реж. Эдвард Бёрнс;
- «Милосердие» (Misericordia, Франция/ Испания/ Португалия, 2024), реж. Ален Гироди;
- «Ночная сучка» (Nightbitch, США, 2024), реж. Мариэль Хеллер;
- «Как стать морской птицей» (On Becoming a Guinea Fowl, Великобритания/ Замбия/ Ирландия, 2024), реж. Рунгано Ниони;
- «На быстрых лошадях» (On Swift Horses, США, 2024), реж. Даниэль Минахан;
- «Безмолвное братство» (The Order, США/ Великобритания/ Канада, 2024), реж. Джастин Курзель;
- «Paul Anka: His Way» (Paul Anka: His Way, США, 2024), реж. Джон Маджио;
- «Урок фортепиано» (The Piano Lesson, США, 2024), реж. Малкольм Вашингтон;
- «По кусочкам» (Piece by Piece, США/ Дания, 2024), реж. Морган Невилл;
- «Квир» (Queer, Италия/ США, 2024), реж. Лука Гуаданьино;
- «Квислинг: Последние дни» (Quisling: The Final Days, Норвегия, 2024), реж. Эрик Поппе;
- «Relay» (Relay, США, 2024), реж. Дэвид Маккензи;
- «Резбол: Баскетбол в резервации» (Rez Ball, США, 2024), реж. Сидни Фриланд;
- «Чокнутые» (Riff Raff, США, 2024), реж. Дито Монтиель;
- «Комната по соседству» (The Room Next Door, Испания/ США, 2024), реж. Педро Альмодовар;
- «Слухи» (Rumours, Канада/ Германия/ Венгрия/ США, 2024), реж. Эван Джонсон, Гален Джонсон, Гай Мэддин;
- «The Salt Path» (The Salt Path, Великобритания, 2024), реж. Марианн Эллиотт;
- «Шоу субботним вечером» (Saturday Night, США, 2024), реж. Джейсон Райтман;
- «Sharp Corner» (Sharp Corner, Канада, 2024), реж. Джейсон Бакстон;
- «Shell» (Shell, США, 2024), реж. Макс Мингелла;
- «Bergers» (Bergers, Канада/ Франция, 2024), реж. Софи Дерасп;
- «Sketch» (Sketch, США, 2024), реж. Сет Уорли;
- «Горная невеста» (Vermiglio, Италия/ Франция/ Бельгия, 2024), реж. Маура Дельперо;
- «Время жить» (We Live in Time, Франция/ Великобритания, 2024), реж. Джон Краули;
- «Went Up the Hill» (Went Up the Hill, Австралия/ Новая Зеландия, 2024), реж. Самюэль ван Гринсвен;
- «Без крови» (Without Blood, США/ Италия, 2024), реж. Анджелина Джоли;
- «Young Werther» (Young Werther, Канада, 2024), реж. Хосе Лоуренсо.
Обладатели главных призов кинофестиваля в Торонто 2024:
- Приз зрительских симпатий, гран-при — «Жизнь Чака» (Майк Флэнаган)
- Приз зрительских симпатий, второе место — «Эмилия Перес» (Жак Одиар)
- Приз зрительских симпатий, третье место — «Анора» (Шон Бэйкер)
- Приз зрительских симпатий в секции «Полуночное безумие» — «Субстанция» (Корали Фаржа)
Диапазон предпочтений TIFF-2024: от фантазийной притчи до телесного хоррора
В Торонто завершил работу 49-й международный кинофестиваль (TIFF). В воскресенье, 15 сентября были названы победители самого престижного фестивального соревнования — «Выбор народа» (People’s Choice Awards). Впервые в качестве спонсора фестиваля выступила компания Rogers — крупнейший медиа- и коммуникационный холдинг Канады.
TIFF обычно позиционирует себя как неконкурсный обзорный кинофестиваль, или фестиваль фестивалей. Здесь нет традиционных конкурсных секций, которые характерны для крупных международных киносмотров, и нет множества наград, присуждаемых разными жюри.
Однако именно «Выбор народа», определяемый путем онлайн-голосования зрителей, становится аналогом главных призов фестивалей «Большой европейской тройки» (Берлин, Канны, Венеция). Этот приз служит своего рода индикатором для выявления будущих номинантов на премию «Оскар».
Одной из задач Торонто в целом является скрининг фильмов-участников других фестивалей для индустриальной публики и для обычных зрителей, чтобы профессионалы могли оценить реакцию аудитории. Так, «Бруталист», «Квир», «Комната по соседству», «Плохая девочка» были показаны в Венеции, «Анора» и «Мегалополис» — в Каннах, «Конклав» — в Теллурайде. Приз зрительских симпатий фестиваля в Торонто вообще считается предвестником премии «Оскар» за лучший фильм. Обе награды получали такие картины, как «Земля кочевников», «Зеленая книга», «12 лет рабства», «Король говорит!», «Миллионер из трущоб», «Красота по-американски», «Огненные колесницы».
Получателями премий зрительских симпатий в этом году стали три фильма — «Жизнь Чака» (The Life of Chuck) Майка Флэнагана, «Субстанция» (The Substance) Корали Фаржа в секции «Полночное безумие» и «The Tragically Hip: No Dress Rehearsa» режиссера Майка Дауни в документальной секции.
Второе место по количеству зрительских голосов в главной категории после «Жизни Чака» завоевала лента «Эмилия Перес» (Emilia Perez), а третье — эксцентрическая комедия «Анора» (Anora). Но если свой зрелищный потенциал две эти картины обозначили еще в мае на Каннском фестивале, где «Анору» увенчали Золотой пальмовой ветвью, то успех в Торонто «Жизни Чака» стал своего рода сенсацией.
Многие оскаровские кампании начинаются с премьеры и показа в Торонто, призванных создать шум вокруг фильма и заинтересовать таким образом членов Американской киноакадемии. Тем не менее, фестиваль этого года станет исключением из правила — спустя некоторое время после окончания смотра права на прокат «Жизни Чака» приобрела компания Neon, занимающаяся дистрибуцией «Аноры» в США. Релиз ленты предварительно намечен на лето 2025 года, что означает — фильм не будет участвовать в текущей «оскаровской» гонке.
Приз зрительских симпатий, Гран-при — «Жизнь Чака» (The Life of Chuck, США, 2024), реж. Майк Флэнаган
Приз зрительских симпатий, главную награду фестиваля в Торонто, в этот раз получила картина «Жизнь Чака» Майка Флэнагана, автора сериалов «Призрак дома на холме» и «Падение дома Ашеров».
«Жизнь Чака» — адаптация новеллы Стивена Кинга о трех периодах жизни обыкновенного человека, бухгалтера по имени Чарльз Кранц, которого играет Том Хиддлстон. Новелла вошла в сборник Кинга «Будет кровь».
Главный герой умирает в возрасте 39 лет, и его жизнь «отматывается» назад, будучи при этом сведена к трем почти самостоятельным эпизодам.
«Жизнь Чака» начинается величественно, а завершится на интимной ноте, как заходящее солнце», — отмечает в фестивальном онлайн-каталоге программная отборщица Джейн Шоттле. Она сравнивает картину Флэнагана с лентой «Останься со мной» (Stand By Me) режиссера Роба Райнера 1986 года. Новая картина Флэнагана, который не раз как режиссер и продюсер обращался к прозе Кинга («Доктор Сон», «Игра Джералда»), причем к вещам писателя в жанре крутого и мрачного хоррора, смягчила настрой на умеренно оптимистичный. «Флэнагану удается то, что удается крайне редко, — заставить меланхолию звучать с теплой интонацией», — констатирует Шоттле.
Критики, по большей части, сходятся во мнении, что это неплохое зрительское кино, но не без минусов. «В фильме, безусловно, есть посторонние сюжетные заморочки, но как только вы пробьетесь через первый акт, вас ждет потрясающая сказка о детстве», — отмечает обозреватель The Playlist Анкит Джунджунвала. «Можно восхищаться амбициями «Жизни Чака», однако остаются вопросы к творческим решениям. Это не столько адаптация, сколько скорее аудиокнига с видеоиллюстрациями от талантливого фаната Стивена Кинга», — вторит ему А.А. Дауд с IGN.
Рекламщики весьма удачно окрестили фильм «Жизнь Чака» 46-летнего Флэнагана «апокалиптической версией «Этой замечательной жизни». Классический фильм режиссера Фрэнка Капры с Джеймсом Стюартом и Донной Рид был снят в 1946 году. Это чисто голливудский коктейль из реальности и фэнтези с мощным катарсисом в финале.
Любопытно, что и трагикомедия Капры поначалу не пришлась ко двору в Америке, не имела внятного коммерческого успеха и лишь спустя годы обрела репутацию вечнозеленой классики, которую непременно крутят по ТВ в канун Рождества.
Отметим, что у Флэнагана были успешные отношения с Netflix по производству телесериалов («Призраки Хилл-Хауса», «Падение дома Ашеров», «Полуночная месса»). А в 2023 году он заключил эксклюзивное соглашение с Amazon Studios на телевизионные проекты, аналогичные его предыдущему соглашению с Netflix.
Приз зрительских симпатий, второе место — «Эмилия Перес» (Emilia Pérez, Франция/ Бельгия, 2024), реж. Жак Одиар
Программная отборщица фестиваля Джейн Шоттле не скупится на похвалы и в отношении еще одного фестивального фаворита — «Эмилии Перес» французского мастера Жака Одиара, памятного по ленте «Пророк». По ее оценке, это очень смелое сочетание жанров поп-оперы, наркотриллера и феминистской драмы. Сильное впечатление производит женский актерский ансамбль – Зои Салдана, Селена Гомес, Адриана Пас и Карла София Гаскон. В Канне «Эмилия Перес» была заслуженно отмечена наградой жюри и призом за лучший актерский ансамбль.
Салдана выступила в роли мексиканского адвоката Риты Моро Кастро, которая отточила до блеска свое юридическое мастерство, что позволяет ей спасать богатых клиентов-убийц от тюрьмы. Она привлекает к себе внимание зловещего мафиози, который намерен тайно поменять пол и уже под прикрытием нового гендера ускользнуть от властей. Хитроумный план приводит к рождению на свет некоей Эмилии Перес. Но все пойдет не так, как затеяли ловкие махинаторы.
Приз зрительских симпатий, третье место — «Анора» (Anora, США, 2024), реж. Шон Бэйкер
Третье место в категории «Выбор народа» досталось недавнему каннскому триумфатору — эксцентричной драме «Анора» режиссера Шона Бейкера («Мандарин», «Красная ракета», «Проект Флорида»).
История спонтанного романа практичной и неглупой нью-йоркской стриптизерки Эни и Ивана, авантюрного сынка российского олигарха, прожигающего жизнь в Америке, рассказана увлекательно, убедительно и остроумно.
Криминальный нарратив прописан размашисто и сочно, как у Гая Ричи, а диалоги искрометны и самопародийны, как у Тарантино. Девицу легкого поведения, неудачливую бруклинскую Золушку, играет 25-летняя американская актриса Майки Мэдисон, а непутевого баловня судьбы, обернувшегося роковым обманщиком, — 22-летний российский актер Марк Эйдельштейн, похожий на Тимоти Шаламе. Его называют новым секс-символом российского кино.
В фильме «Анора» также заняты известные российские актеры Юра Борисов, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Но даже в компании со столькими талантами выделяется колоритный Каррен Карагулян, давний соратник Бейкера, в роли Тороса, советника и подручного олигарха.
Действие разворачивается в основном в роскошном особняке на Брайтон-Бич, в котором веселится Иван с дружками, а также в Лас-Вегасе, куда отпрыск миллиардера отправляется в развеселой компании и где они с Эни зарегистрируют злополучный брак. Чтобы его расторгнуть, запаниковавшие родители парня посылают грозного и хитрого Тороса, а потом нагрянут и сами.
«Шон Бейкер исключительно хорошо рисует специфическую среду, — пишет Дэвид Руни в Hollywood Reporter, — потрафляя нашей любви к крутым героям с тем, чтобы с их помощью разогнать динамику действия до безумного хаоса».
Приз зрительских симпатий в секции «Полуночное безумие» — «Субстанция» (The Substance, Великобритания/ Франция/ США, реж. Корали Фаржа)
Размерами хаоса с «Анорой» может потягаться эффектный сатирический ужастик «Субстанция» (The Substance), получивший в Канне приз за лучший сценарий.
Секция «Полуночное безумие» привечает самое радикальное кино, так сказать, на грани нервного срыва, и победа фильма Корали Фаржа в ней абсолютно закономерна. Деми Мур выступила в роли увядающей голливудской звезды Элизабет Спаркл, бросающей вызов воплощению-клону ее самой, только молодой (Маргарет Куолли из «Однажды в Голливуде»).
Критики окрестили этот субжанр телесным хоррором (body horror). В «Субстанции» многие увидели отголоски «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда, только заточенного под воинственный феминизм. «На экране много крови, кажется, будто она просачивается через экран», — так охарактеризовал свои ощущения от просмотра директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо.
Ещё немного о фестивале
- Стоит отметить, что количество показов фильма на фестивале может повлиять на количество голосов, которые он может получить. В этом году фильмы, занявшие первое и второе места, — «Жизнь Чака» и «Эмилия Перес» — имели по девять показов. У «Аноры», обладателя «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и хита Теллурида, было четыре. Популярная картина «Шоу субботним вечером» была показана шесть раз, а победитель «Полуночного безумия» «Субстанция» — семь. А вот анимационный хит Dreamworks «Дикий робот» получил наибольшее количество показов — 10, что означает, что большее число зрителей могло включить его в тройку лидеров по количеству голосов, отданных за награду.
- Последним победителем TIFF, не получившим номинаций на «Оскар», стал фильм Надин Лабаки «И куда мы теперь?» 2011 года. До этого фильм Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт» 2007 года не попал в список лучших картин, но принес Вигго Мортенсену первую номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Он проиграл Дэниелу Дэй-Льюису за фильм «Нефть». Победитель прошлогоднего конкурса «Выбор публики», фильм «Американское чтиво», был номинирован на премии за лучшую картину, лучшую мужскую роль и лучшую мужскую роль второго плана, а также получил «Оскар» за адаптированный сценарий. В предыдущем году фильм «Фабельманы» получил семь номинаций на премию «Оскар», но стал первым за последние 10 лет победителем TIFF, не получившим ни одной победы.
- Не удалось фестивалю обойти стороной последние события на Украине — организаторы были вынуждены отменить показы документального фильма «Русские на войне» Анастасии Трофимовой, который был отобран в неигровую секцию смотра. Во время работы над картиной российско-канадский режиссер, ранее сотрудничавшая с Russia Today, провела семь месяцев в составе батальона российской армии на СВО ради того, чтобы получить представление о жизни военнослужащих. После мировой премьеры на Венецианском кинофестивале Министерство культуры и информационной политики Украины внесло Трофимову в «список лиц, представляющих угрозу национальной безопасности». В официальном заявлении об отмене фестивальных показов утверждалось, что это произошло из-за «существенных угроз для работы смотра и общественной безопасности». Стоит отметить, что премьера «Русских на войне» в Торонто все-таки состоялась — правда, это произошло уже после окончания самого фестиваля, 17 сентября. Во время представления ленты генеральный директор смотра Кэмерон Бейли пролил немного света на детали происходящего. «Поскольку фестивальные показы были запланированы в 14-зальном мультиплексе в очень напряженные дни смотра, мы решили, что безопаснее их отменить. Теперь же мы можем показать картину в более безопасных условиях. Зачем ее вообще показывать? Потому что фильм прошел строгий отбор, как и все проекты, которые мы берем на фестиваль. Его выбрали за художественные достоинства и тематическую значимость», — подчеркнул он. Бейли также заявил, что ему и другим его коллегам по фестивалю было важно устроить премьеру картины Трофимовой, чтобы выступить против оскорблений и угроз в адрес кураторов смотра.
- Журналист The New York Times Курт Соллер отметил среди трендов минувшего фестивального сезона — в том числе и Торонто — неожиданный романтичный настрой режиссеров и сценаристов. Однако, несмотря на всю романтику, проектом, о котором говорили почти все участники фестиваля, стал «Бруталист» Брэйди Корбета («Вокс люкс»). Амбициозная 3,5-часовая сага об архитекторе-еврее, эмигрировавшем в США после холокоста, заворожила зрителей. Многие сравнивают ленту с лучшими работами Фрэнсиса Форда Копполы. Так, например, The Rolling Stone назвал картину «новым великим американским шедевром, который навевает атмосферу эпосов 1970-х годов». Лента Корбета с Эдрианом Броуди, Фелисити Джонс и Гаем Пирсом в главных ролях снята на широкоформатную 70-мм пленку VistaVision и демонстрировалась с предварительно запланированным в сценарии 15-минутным антрактом на середине фильма. Потенциально это еще один кандидат на «Оскар», причем не только в главной категории, но и в режиссерской, актерских и технических номинациях.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
en.wikipedia.org
Рая Башинская, Илья Кувшинов, kinometro.ru
Олег Сулькин, golosameriki.com
seventhart.ru
tiff.net/awards