75-й Берлинский международный кинофестиваль прошел в немецкой столице с 13 по 23 февраля. В рамках Берлинале показали в общей сложности 243 фильма, в том числе 67 короткометражных и 65 документальных, а 65 из общего числа сделаны в Германии или в копродукции с Германией. Победителей и обладателя Золотого медведя определило международное жюри под председательством американского режиссера, сценариста и продюсера Тодда Хейнса.
Основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2025
- «Мечты» (Drømmer, Норвегия, 2024), реж. Даг Йохан Хёугеруд;
- «Голубая луна» (Blue Moon, США/ Ирландия, 2025), реж. Ричард Линклейтер;
- «Голубая тропа» (O Último Azul, Бразилия/ Мексика/ Нидерланды/ Чили, 2025), реж. Габриэль Маскаро;
- «Ари» (Ari, Франция/ Бельгия, 2025), реж. Леонор Серай;
- «Девушки на проводе» (Xiang fei de nu hai, Китай, 2025), реж. Вивиан Цюй;
- «Ледяная башня» (La tour de glace, Франция/ Германия/ Италия, 2025), реж. Люсиль Адзиалилович;
- «Горячее молоко» (Hot Milk, Австралия/ Греция/ Великобритания, 2025), реж. Ребекка Ленкевич;
- «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» (If I Had Legs I’d Kick You, США, 2025), реж. Мэри Бронштейн;
- «Послание» (El mensaje, Аргентина/ Испания/ Уругвай, 2025), реж. Иван Фунд;
- «Континенталь ’25» (Kontinental ’25, Румыния/ Швейцария/ Люксембург/ Бразилия/ Великобритания, 2025), реж. Раду Жуде;
- «Жить на земле» (Sheng xi zhi di, Китай, 2025), реж. Хо Мэн;
- «Мамин ребёнок» (Mother’s Baby, Австрия/ Германия/ Швейцария, 2025), реж. Джоанна Модер;
- «Кэш» (La cache, Швейцария/ Люксембург/ Франция, 2025), реж. Лионель Байер;
- «Отражение в мертвом алмазе» (Reflet dans un diamant mort, Бельгия/ Люксембург/ Италия/ Франция, 2025), реж. Элен Катте/ Бруно Форцани;
- «Что знает Мариэль» (Was Marielle weiß, Германия, 2025), реж. Фредерик Хамбалек;
- «Что эта природа говорит тебе» (Geu jayeoni nege mworago hani, Корея Южная, 2025), реж. Хон Сан-су;
- «Юнан» (Yunan, Германия/ Канада/ Италия/ Палестина/ Катар/ Иордания, 2025), реж. Амир Фахер Элдин.
Смена директора Берлинале

Несмотря на то, что в этом году Берлинале отмечает свой 75-летний юбилей, для фестиваля это не повод для подведения итогов, скорее, это новая глава в его истории. Смотр впервые проходил под управлением нового директора, американки Триши Таттл. Последние семь лет для Берлинале были довольно непростым временем. Сначала бессменного руководителя фестиваля Дитера Косслика заменили на худрука Карло Шатриана и директора Мариетту Ризенбек. Однако после пяти лет под их управлением, отягощенных пандемией и мировыми кризисами, Берлину так и не удалось понять, чего он хочет и куда движется. У Шатриана и Ризенбек не получилось вывести фестиваль из кризиса и вернуть его на один уровень с другими крупнейшими фестивалями класса А — например, Каннами и Венецией.
Поэтому с Шатрианом и Ризенбек тоже в итоге было принято решение попрощаться. Берлин снова объединил кураторскую и административную функции в руках одного руководителя, которым и стала Триша Таттл, до этого отвечавшая за Международный кинофестиваль в Лондоне. Что Таттл принесла в фестивальную программу, лучше всего видно по победителям 2025 года.
Атмосфера перед фестивалем
Берлинале с каждым годом все сложнее. Этот 75-ый юбилейный фестиваль должен быть чем-то типа перезапуска — у штурвала новый директор, американка Триша Таттл. Но по итогу все не так просто:
Во-первых, Таттл столкнулась с жесткой позицией Германии по палестино-израильскому конфликту, что сразу же отвадило от Берлинале многих кинематографистов. Таттл не поддерживает официальную позицию фестиваля, но и сделать ничего не может, она связана контрактом.
Во-вторых, как стало известно, Таттл столкнулась с сильным сопротивлением сотрудников фестиваля, которые не хотят, чтобы американка вмешивалась в их делишки и меняла привычный распорядок дел. Нужно понимать, что как директор Таттл не всемогуща, поэтому и масштаб изменений очень скромный.
По факту, Таттл просто убрала секцию Encounters, которая была детищем предыдущего худрука Карло Шатриана, и ввела новую секцию Perspectives, которая состоит из 14 дебютантов. Идея «Перспектив» состоит в открытии новых талантов. Потенциальная проблема — пересечение с другими программами Берлинале, которые тоже пестуют дебютантов. Как они определяют, в какую программу распределить тот или иной дебют?
Еще одно нововведение — церемонию открытия Берлинале будут транслировать в семи немецких городах, видимо, чтобы превратить его в общенациональное событие.
Идеологически в программе не произошло кардинальных сдвигов. В лайнапе все те же режиссеры из Локарно и завсегдатаи Берлинале. Парочка не очень громких премьер, парочка громких, но не эксклюзивных премьер типа «Микки 17» или «Никому не известный», который уже давно открылся в других странах, но не в Германии.
Главные проблемы фестиваля — недостаток финансирования и время проведения. Февраль — плохое место в фестивальном сезоне, это понимают все, Таттл в том числе. Чтобы вывести Берлинале из стагнации, его нужно передвинуть, но фестиваль сильно завязан на Европейский кинорынок, который проходит в феврале. Основной поток денег идет именно оттуда. Следовательно, никуда Берлинале передвинуть нельзя.
При этом у фестиваля по-прежнему получается выезжать на своей репутации, поэтому и билеты раскупают, и гости отовсюду приезжают.
Основные победители Берлинале-2025
Многострадальный Берлинале объявил своих победителей. «Золотого медведя» выиграла картина «Мечты» норвежского режиссера Дана Йохана Хёугеруда. Фильм в основном всем понравился. Кажется, это идеальное киновоплощение термина Hygge (чувство уюта и комфортного общения). В кадре свитера, чаек-кофеек, литература, хмурый Осло, влюбленные подростки и женщины, размышляющие о природе чувств. Очень приятное кино, настраивающее на романтичный лад и мысли о молодости.
Такой отказ от политизированной повестки наблюдается во всей программе фестиваля. Гран-при смотра получила картина бразильского режиссера Габриэля Маскаро «Голубая тропа» о 77-летней женщине, которая отказывается отправиться в «колонию для престарелых» и отправляется в путешествие по Амазонке, преобразующее ее жизнь.
Приз жюри вручили еще одной работе из Южной Америки — «Послание» венесуэльского режиссера Ивана Фунда. Это роуд-муви в эстетском черно-белом цвете про маленькую девочку, которая умеет разговаривать с животными. В кадре — черепахи, лошади, кошки, ежики и капибары. Обладатели второго и третьего места фестиваля как будто продолжают курс, взятый «Мечтами». Это красиво снятые рефлексивные фильмы о внутренних переживаниях, почти никак не соприкасающиеся с внешним миром.
«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получил китаец Хо Мэн с довольно программным для китайского кинематографа фильмом «Жить на земле» о резкой социально-экономической трансформации страны в 1990-е и о том, как это повлияло на жителей деревень.
А вот звезда Берлинале, обладатель «Золотого медведя» 2021 года, румын Раду Жуде, получил утешительный приз за сценарий. Его «Континенталь ’25» — оммаж на «Европу ’51» Роберто Росселлини, снятый на iPhone, — стал чуть ли не единственным политически заряженным фильмом основного конкурса. Картина в типичной для Жуде трикстерской манере осуждает безразличных к бедности, голоду и миграционным проблемам европейцев в лице родных для режиссера румынов. И если в фильме Росселлини главная героиня в исполнении Ингрид Бергманн под влиянием личного горя находит новый смысл в жизни, то протагонистка Жуде вскоре сдается под гнетом всеобщей апатии.
В то же время актерские награды получились довольно англоцентричными. Берлинале — один из немногих крупных европейских фестивалей, отказавшийся распределять актерские призы по гендерному признаку, поэтому они поделены по принципу «главная роль» и «роль второго плана». Приз за главную роль присудили австралийке Роуз Бирн, сыгравшей очень усталую и отчаявшуюся мать в триллере «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» дебютантки Мэри Бронштейн, который впервые показали на фестивале «Сандэнс» в январе. Это действительно одна из лучших актерских работ Бирн, где она играет на пределе человеческих возможностей. При этом приз за лучшую роль второго плана неожиданно отдали Эндрю Скотту, сыгравшему в «Голубой луне» Ричарда Линклейтера, что довольно спорно, если учитывать, что у Скотта там всего несколько сцен.
Рейтинг журнала Screen
Журнал Screen подвел итоги своего традиционного рейтинга фильмов основного конкурса 75-го Берлинского кинофестиваля. В список вошло 19 картин. Рейтинг каждого участника складывался из оценок международных критиков, представляющих издания разных стран, а также оценки самого Screen.
Лидером таблицы стала бразильская антиутопия «Голубая тропа» Габриэля Маскаро с 3,4 балла из 4 возможных. Напомним, что фильм выиграл Гран-при киносмотра.
На втором месте расположилась драма «Континенталь ’25» Раду Жуде с 3,1 балла.
Третьей стала «Голубая луна» Ричарда Линклейтера с 2,8 балла.
Итоги фестиваля
Кажется, что жюри во главе с американским режиссером Тоддом Хейнсом хорошо уловили главный тренд обновленной программы, резко отличающийся от политически заряженного Берлинале прошлых лет. Этот тренд — никого не раздражать. Берлинале так сильно досталось от скандалов прошлого года, когда Германия и фестиваль вместе с ней попали в опалу из-за своей позиции по палестино-израильскому конфликту. Весь год Таттл пыталась дистанцироваться от своего работодателя — немецкого правительства — по этому вопросу и в итоге составила программу, максимально отвлекающую от тяжелых дум внешнего мира. С одной стороны, это действительно отвечает интересам фестиваля, уже который год пытающегося вернуть себе былую значимость и стать более привлекательной площадкой для запуска фильмов. С другой — из-за решения не занимать какую-то позицию программа стала безликой и требующей крепкой кураторской руки, которая смогла бы направить ее в нужное русло.
Пока послание Таттл выглядит очень расплывчато и неопределенно. Привлечь больше внимания к фестивалю ей тоже не удалось. Новый директор использовала все тот же метод — попыталась устроить несколько звездных премьер. В Берлин приехал Тимоти Шаламе с «Никому не известным» и Пон Джун Хо с Робертом Паттинсоном, представившие комедийную фантастику «Микки 17». Это действительно привлекло дополнительную прессу, но не добавило фестивалю престижа — обе голливудские картины показали в рамках немецкой премьеры, что слишком локально для смотра класса А. Все это можно объяснить тем, что это только первый год в пятилетнем контракте Таттл и она только нащупывает землю под ногами. Это действительно так, но новому директору понадобятся недюжинные сила и ловкость, чтобы действительно сделать из Берлинале важного игрока фестивальной жизни.
Первые возможные претенденты на «Оскар-2026»
«Мечты» (Drømmer, 2025, Норвегия) реж. Даг Йохан Хёугеруд — драматический фильм
Картина «Мечты» норвежского режиссера Дана Йохана Хёугеруда выиграла «Золотого медведя» Берлинале. Фильм рассказывает о 17-летней Йоханне (Элла Оверби), которая переживает первую любовь со всей страстью и наивностью, свойственной этому возрасту и состоянию. Чтобы сохранить яркость своих чувств, героиня пишет книгу, где подробно описывает все свои переживания. Через какое-то время она решается дать почитать книгу своей бабушке-поэтессе, а та, не сдержав обещание, отдает книгу своей дочери, матери Йоханны. Когда небольшой секрет наконец-то вырывается наружу, влюбленность героини перестает принадлежать только ей и становится достоянием общественности.
«Мечты» — заключительная часть трилогии Хёугеруда об отношениях (две предыдущие части — «Любовь» и «Секс»). Работу норвежца можно смело назвать одним из самых уютных фильмов Берлинале. Картина окутана в теплые цвета, нежные, хрупкие эмоции юношеской любви, тягучий джазовый саундтрек и еще в шерстяные свитера, присутствующие чуть ли не в каждом кадре фильма. Съемочная группа даже пришла на пресс-конференцию в рамках фестиваля с вязанием.
В «Мечтах», как и в предыдущих работах Хёугеруда, почти нет действия, только бесконечная рефлексия на тему любви и того, как она может одновременно обогатить и разрушить нашу жизнь. Чувства молодой Йоханны пробуждают что-то в ее матери и бабушке, которые также начинают задумываться о роли влюбленности в их жизнях. Фильм создает герметичный мир трех женщин, задумывающихся о волшебстве прикосновения, подлинности наших переживаний и упущенных возможностях.
В этом плане «Мечты» идеально вписываются в мировоззрение Берлинале, всегда поддерживающего сильных женских персонажей. Однако также победа норвежской картины символизирует и резкий уход от политики Берлинале прошлых лет. Фильм направлен исключительно на внутренние переживания, причем в довольно старомодной форме. Сколько 17-летних подростков в наше время пишут книгу, а не пост в блоге или снимают видео в TikTok?
«Голубая тропа» (O Último Azul, 2025, Бразилия/ Мексика/ Нидерланды, Чили) реж. Габриэль Маскаро — драматическое фэнтези
«Серебряный медведь» — Гран-при жюри
Бразильский режиссер Габриэль Маскаро снимает уже вторую подряд изобретательную антиутопию о родной стране, совершившей правый поворот. На него сильно повлиял приход к власти в 2019 году консерватора Жаира Болсонару, прозванного «тропическим Трампом». В предыдущей картине Маскаро — «Божественная любовь» — в Бразилии недалекого будущего отменили карнавал, на пляжах для женщин ввели буркини, а браки начали спасать с помощью секты.
В «Голубой тропе» всех пожилых граждан ссылают на дожитие в место, именуемое Колонией. Считается, что для общества так полезнее: старики не отвлекают молодых и не мешают им работать и поднимать экономику. Что происходит в Колонии, точно неизвестно. Оттуда еще никто не возвращался. Когда возраст отправки понижают с 80 до 75 лет, главная героиня, 77-летняя Тереза (Дениза Вейнберг), убегает из своего маленького городка и отправляется в путешествие по Амазонке.
Несмотря на выбранный жанр, фильмы Маскаро разворачиваются не в футуристических декорациях, а в узнаваемой и вполне современной реальности. Страшное будущее не обрушивается на людей из ниоткуда, оно наступает постепенно, шаг за шагом, ограничение за ограничением. На массовые протесты сил ни у кого нет, остается только писать на стенах анонимное «Верните мне бабушку!». «Голубая тропа» — история частного сопротивления сгущающейся тьме, причем история счастливая, с элементами магического реализма. Ускользнувшая из цепких лап государства Тереза встретит красавца лодочника в исполнении Родриго Санторо, найдет улиток, выделяющих волшебную голубую слизь, с помощью которой можно узнать будущее, посмотрит на бойцовых рыбок, научится кутить и поймет, что жизнь не нужно откладывать на завтра ни при каких политических режимах.
Победители Берлинского кинофестиваля 2025
Основной конкурс:
- Золотой медведь — «Мечты» (Даг Йохан Хёугеруд)
- Серебряный Медведь — Гран-при жюри — «Голубая тропа» (Габриэль Маскаро)
- Серебряный Медведь — приз жюри — «Послание» (Иван Фунд)
- Серебряный Медведь за лучшую режиссерскую работу — Хо Мэн («Жить на земле»)
- Серебряный Медведь за лучшую роль — Роуз Бирн («Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»)
- Серебряный Медведь за лучшую роль второго плана — Эндрю Скотт («Голубая луна»)
- Серебряный Медведь за лучший сценарий — Раду Жуде («Континенталь ’25»)
- Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения — Люсиль Адзиалилович («Ледяная башня»)
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Тамара Ходова, forbes.ru
Марина Латышева, proficinema.com
Ксения Реутова, kinopoisk.ru
berlinale.de