За недолгое время существования нашего сайта, мы дважды сталкивались с нарушением авторского права. Причём случаи эти были настолько глупые и не стоящие тех строчек текста, которые из-за них были написаны, что невольно думаешь – как же упорно приходится отбиваться от авторов всего в мире (от фотографий, до того, что изображено на фотографиях) более крупным сайтам и порталам.
Можно понять материальную мотивацию человека, когда он за свои скромные труды получает небольшую копейку и хочет получить эту самую копейку и с нас. Мы бы, естественно, отказали, потому что весь наш «дебет и кредет» заканчивается на оплате домена и хостинга. Но ведь даже таких «материально заинтересованных» предложений не поступало. В основном автор просто просит удалить свою работу с сайта. Такой автор похож на горлума из «Властелина колец» Толкиена. Он нежно смотрит на своё кольцо и шепчет: «Моя прелесть». Главное – чтобы оно никому другому не досталось.
Ну ладно, это мы о своем, наболевшем. А теперь поговорим об общем. Не менее смущают писатели, музыканты и кинематографисты, которые рьяно борются за свои права. Куда глупее выглядят их фанаты, поддерживающие такие начинания. Автор, конечно же, старается отбить бабло. Много бабла, потому что его обычно не хватает. И что странно — обычно чем менее талантлив такой автор, тем более рьяно он борется за свои права. Давайте остановимся на каждом из этих людей по отдельности.
Мнение автора этих строк сугубо личное. Его можно разделять, а можно нет.
Благодарим алфавит за любезно предоставленные буквы (с)
Литература
Есть писатели, которые согласны выложить свое произведение где угодно, лишь бы его прочитали. А есть те, которые любой рассказ будут издавать в отдельной книжке, чтобы заработать бабла. В принципе, это все нормально. Тем более если это писатель с мировым именем, который пишет классные рассказы – почему бы не купить?
Но бесит, когда некоторые из них начинают вдруг рьяно бороться с электронными версиями своих книг в интернете. Причем зачастую так себя ведут именно малоизвестные авторы. Понять их нельзя, потому что в печатном виде их творчество вообще бы никто не стал покупать. А так их хотя бы точно прочитают.
То есть бесплатное распространение работает на руку — если писатель, конечно, хороший. Достаточно вспомнить пример с романом Дмитрия Глуховского «Метро 2033», которое напрочь отказались брать в печать издательства. Тогда автор просто стал выкладывать его главы в свободный доступ в интернете, и уже за пару месяцев набрал гигантскую фанатскую аудиторию. После этого зашевелились и издатели.
Совсем другая история, если писатель/книга «унылое говно» (на эту тему послушайте песню Васи Обломова «УГ»). Конечно, ему невыгодно, чтобы кто-то читал его разрекламированное произведение в интернете бесплатно. Иначе все увидят, что это форменное УГ и его никто не купит.
И еще – сложно вспомнить кто (но кто-то из достойных) заметил, что хороший писатель книгами зарабатывает лишь небольшую часть своих доходов. Взгляните на Джоан Роулинг, на Джорджа Мартина, на Чака Паланика и других всемирно известных людей. Да, книги сделали им имя, но сегодня они получают деньги за написание киносценариев, выступление на телевидении, интервью, рекламу и т.п. А книги это просто один из способов получения моментального заработка.
Кстати, именно это одна из причин, почему книги из цикла «Игра престолов» с каждым разом пишутся все медленнее – у Джорджа Мартина просто не осталось на них времени. Он постоянно в разъездах, на встречах с читателями.
Отдельно о современной белорусской литературе, которая выходит смешными тиражами в 200-300 экземпляров (за редким исключением). Но проходит месяц, год, 5 лет после выхода книги, которая уже давно пропала с полок книжных магазинов и читатель просто не может ее прочитать. Ну только если пойдет в библиотеку. Так не в каждой же библиотеке найдется современная белорусская литература! Но автор упорно не желает выкладывать книгу в свободный доступ. А почему? Да потому что писал он не для того, чтобы его мысли прочитали, а ради бабла.
Хотелось бы сказать об одном примере – Викторе Мартиновиче. Все его книги (за исключением «Паранойи» и «Озера радости», вышедших в российских издательствах), почти с самого начала были официально доступны для бесплатного скачивания на сайте 34mag.net. Угадайте, как это сказалось на продажах бумажных книг? Да никак, если не сказать – пошло на пользу. Весь тираж “Сфагнума”, “Мовы” и «Ночы» был раскуплен за считанные недели и его пришлось даже допечатывать (исключительный для нашей литературы случай). При этом количество скачиваний на сайте перевалило за несколько тысяч. Но люди продолжили покупать бумажные книги.
Напоследок про электронные книги. На данный момент в Беларуси просто нет нормального магазина где можно купить современную белорусскую литературу в электронном виде. Исключение составляет разве что kniharnia.by. Только вот выбор книг там довольно сильно ограничен.
Музыка
С музыкантами все еще проще. Львиную долю своих заработков они получают с концертной деятельности и выступлений на различных корпоративах. Есть, конечно, несколько коллективов, которые живут исключительно продажей альбомов, но их единицы.
Вспоминается случай, когда в России проходил концерт «Звезды против пиратства» (или что-то типа того). И один известный продюсер, который на нем присутствовал, заявил: «Да если бы не пиратство, этих самых «звезд» вообще бы никто никогда не услышал».
Нет, мы не против продажи коробочных альбомов. Но ведь и сам альбом должен соответствовать. Это не должна быть обычная пластиковая коробка, упакованная в целофан. Музыкальный альбом должен иметь соответствующее оформление, чтобы превратиться в настоящий сувенир. И тогда любой фанат, независимо от того, скачал он треки группы из интернета, или нет, будет мечтать его купить.
И да, помните, что при покупке CD львиная доля прибыли уходит музыкальным лейблам, а не самим музыкантам. Особенно, если это начинающая группа и лейбл не уверен в ее успешности.
Кино
Еще более простая ситуация с кинематографом. Основную кассу любой хороший фильм зарабатывает в кинотеатрах за 1-2 месяца после своего релиза (срок может растягиваться). Незначительную часть он также зарабатывает от продаж на дисках. И все.
А теперь подумайте, если потенциальный зритель не пошел на картину в кинотеатр, станет ли он покупать ее на диске? В большинстве случаев нет. Он просто скачает ее в интернете. И, внимание, если она ему понравится, то уже на следующий фильм этого режиссера/кинокомпании/с этими актерами, он пойдет в кинотеатр. В противном случае он ее не увидит вовсе.
Опять мы видим случай, когда бесплатное распространение идет лишь на пользу автора. К тому же, ну подумайте сами, где в Минске можно легально купить на диске какой-нибудь древний фильм, на который еще действует закон об авторском праве (50 лет после смерти авторов). Рядовой покупатель не виноват же, что индустрия не способна обеспечить его вкусы.
Да, сегодня фильм официально можно купить в интернете. Причем практически любой. Также как книги или музыку. Но почему, объясните пожалуйста, почему – цена на электронную версию порой оказывается лишь незначительно (процентов на 20-30) ниже. Неужели производство твердых накопителей настолько дешевое, что за электронную версию мы обязаны платить практически те же деньги? И это не выдумка, а реальный случай, когда автор этих строк решил отблагодарить автора за бесплатно прочитанную книгу копеечкой.
В законодательстве есть такое понятие, как «презумпция невиновности» (обвиняемый невиновен до тех пор, пока не доказано обратное). А в сфере товаров есть гарантия, по которой ты можешь сдать товар в ремонт или вернуть свои деньги. Так почему же в искусстве нет понятия «презумпция покупки»?. Например, кто-то сходил в кино, а оно оказалось УГ. То есть человек потратил 2 часа на созерцание этого УГ, так еще и деньги за это заплатил. Почему же он не имеет права вернуть их?
Да, тогда каждый станет возвращать. Так введем рейтинговое агентство. После выхода альбома/книги/фильма, оно будет оценивать это творение и давать ему рейтинг. Допустим: УГ, можно посмотреть/почитать/послушать, блокбастер. И чтобы за УГ платили только те люди, которым оно действительно понравилось. Во-первых, качественных продуктов сразу станет больше (кто еще захочет выпускать некачественное, чтобы прогореть), во-вторых их станет меньше, в-третьих, у хороших фильмов будет гораздо меньше шансов прогореть в прокате.
Но естественно, правообладателям такая тема не понравится. Они ведь хотят заставить потребителей платить за любое УГ, которое выпускают. Да еще и привлечь неразумных, которые выложили их «гениальное» творение на торрент.
Для тех, кто все-таки осилил данный текст, скажем. Наше авторское право также неоднократно нарушалось. Кто-то без обратной ссылки использовал наши фотографии и статьи, кто-то переводил их на белорусский и выкладывал как личные. Ни в одном из этих случаев мы не просили удалять данные материалы. В основном либо не обращали на это внимание (раз перепечатывают, значит читают!), либо просто просили поставить ссылку.
Ведь главное, что должно двигать автором – это познакомить как можно большее число людей с его творением, а не желание заработать.