Авантюры белорусского Индианы Джонса

«Авантуры Пранціша Вырвіча шкаляра і шпега»Историческая проза в нашей стране – жанр очень важный и нужный. И радует, что в этом жанре у нас есть свои достойные писатели, литературные традиции, да и сюжетов хватает. У белорусской исторической прозы есть сегодня лишь одна проблема – отсутствие читателя. И хотя факт этот печальный, но большинство современной молодежи отдаст предпочтение фантастике, фэнтези или чему-то вроде «50 оттенков…».

«Авантуры Пранціша Вырвіча шкаляра і шпега» Людмилы Рублевской можно отнести к популярной исторической литературе. В ней автор рассказывает о реальных исторических персонажах и событиях, но добавляет и вымышленную часть истории. Правда, не переходя грань фантастики. Это первая книга трилогии (пока – трилогии) о приключениях Вырвича и его друга Лёдника.

Пранциш Вырвич принадлежит древнему, но обеднелому шляхетскому роду. Книга начинается тем, что он, практически без денег, изгнанный с учебного заведения, на последний медный шелег покупает себе раба – врача и алхимика Бутрима Лёдника. С этой покупки вся его жизнь кардинальным образом меняется. Вдвоем с Бутримом им придется поучаствовать в проникновении в Слуцкий замок, освобождении заключенной возлюбленной Бутрима, а также стать третьей силой в борьбе Радзивиллов и Сапег за обладание древней реликвией, которая по легенде дарует своему владельцу власть.

Сюжет этой нетолстой книги буквально насыщен всевозможными событиями. Нашлось здесь место и сражениям, и побегу из темницы, и разгадыванию тайн древнего лабиринта.

Но кроме непосредственно действия в книге хватает и разнообразных описаний исторических реалий. Неосведомленный читатель узнает, как обычный человек мог превратиться из раба в шляхтича, какая была внутриполитическая расстановка сил в Речи Посполитой, какие лекарственные средства использовали в те времена и многое другое.

В начале книги слегка режет глаз большое обилие разнообразных сравнений. Они, конечно, очень красочны, но в начале книги встречаются слишком часто. С другой стороны, нельзя не отметить исторический оттенок многих из этих сравнений. Просто вчитайтесь:

Стары шляхцюк з абвіслымі вусамі, у сармацкім строі, футра якога пабіла моль, як Міхал Глінскі – татараў

Или еще одно:

Маўчанне зацягнулася, як варшаўскі сойм

Что касается художественного вымысла, то сегодня очень сложно судить о характере того или иного исторического персонажа, так что оставим это на откуп автора. Единственное, смущает очень открытая неприязнь автора (точнее, главных героев книги) к католичеству и униатству. Оба этих ответвления христианства показаны в «Авантурах…» с отрицательной стороны.

В определенные моменты автор буквально ходит на грани фантастики и реалистичности. Например, рассказывая о собранной машине Леонардо да Винчи, философском камне или потерянной Софийской библиотеке. Впрочем, открыто эту черту не переступает.

Неоднократно во время чтения, особенно когда автор много внимания уделяла распрям среди магнатов, появлялась мысль, что Рублевской вполне по силам написать нашу, белорусскую, «Игру престолов». Добавить больше жестокости, больше интриг, лучше расписать каждый из известных родов, да еще за образец взять малоизученный исторический период. Тем более что противостояние внутри шляхты ВКЛ и Речи Посполитой было ничуть не меньше, чем в фэнтезийном Вестеросе.

Главные герои книги не просто справляются со всеми напастями, но и сами меняются. Также развиваются и отношения между ними. Если в начале Прантиш видел в Леднике лишь свою собственность и возможность по-быстрому заработать, то в конце они стали настоящими друзьями. Более того, Бутрим Ледник превращается для Вырвича во второго отца, который учит его не только науке, но и жизни. Некоторым его урокам можем поучиться и мы.

От прочтения «Авантур…» осталось одно впечатление. Всегда приятно читать первую книгу из длинной серии, если она тебя зацепила. Потому что дочитав до финальной точки можно быть уверенным – впереди еще несколько таких же замечательных историй. Так что к приключениям Вырвича и Лёдника мы еще обязательно вернемся на нашем сайте.

В конце отметим, автор этих строк разбирается в истории исключительно на уровне человека, который просто любит свою страну. Так что мелкие неточности и шероховатости мы могли в тексте просто и не заметить. Так что в этом вопросу мы полностью полагаемся на автора.

Усе мы Божыя істоты, усім Гасподзь адну зямлю даў, у адным горадзе пасяліў, на адзін рынак ходзім – і няма чаго нам дзяліць, калі ворагі нашу зямлю падзяліць мараць

HVALI.BY