На прошлой неделе из жизни ушел последний «народный» поэт Беларуси. Сегодня в Беларуси не осталось ни одного народного писателя или поэта. И надеяться, что вскоре это звание получит кто-то и наших современников — не стоит. Не та сейчас историческая ситуация. В память о Ниле Гилевиче и других белорусских «народных» мы решили создать эту фотоподборку.
Ещё больше фото в наших сообществах ВКонтакте и Facebook. Вступай, чтобы не пропустить самое интересное!
Самыми первыми звание народных получили Янка Купала (1925) и Якуб Колас (1926). В школе нам рассказывают, что они были близкими друзьями, но, по всему можно судить, что по жизни они были непримиримыми соперниками. Якуб Колас постоянно был в числе отстающих и никак не мог отделаться от клише «второго после Купалы». В пользу соперничества говорит и тот факт, что очень сложно найти их совместные фотографии.
А вот третьим, кто получил звание «народного», стал Кондрат Крапива (1956). Читателям он запомнился в первую очередь как байкописец и создатель драматургических произведений. Его байки стали настоящим народным достоянием. Недаром Крапиву зовут белорусским Крыловым.
«Народный» в СССР — это не просто звание для деятеля культуры. Оно накладывало на человека и определенные политические обязательства. Многие «народные» участвовали в государственных делегациях страны на международном уровне. Например — на сессии ООН в США. На этом фото белорусский поэт Максим Танк (1968) позирует на фоне американских небоскрёбов.
Ещё одна привилегия «народного» — это собственный памятник, который мог быть установлен ещё при жизни. А привилегированным скульптором в БССР, который мог выполнять такие ответственные заказы, был Заир Азгур — один из самых известных скульпторов Беларуси XX века.
А вот Михась Лыньков (1962) стал известен в первую очередь благодаря книге «Міколака-паравоз». Для большинства белорусов он так и остался автором одной книги, хотя на самом деле его творчество насчитывает десятки достойных произведений. Но, видимо, ни одно из них так и не смогло превзойти «Міколку».
Похожая судьба была и у Ивана Мележа (1972). Его «Людзі на балоце» стали самым значимым произведением писателя. Уникальный белорусский эпос, действие которого происходит на Полесье во время коллективизации, имел все шансы составить конкуренцию российскому «Тихому дону». Но, к сожалению, автор так и не смог дописать цикл до конца. В его черновиках нашли несколько сюжетных завязок для четвертой и пятой книг цикла. По одному из сюжетов пенталогия завершалась после окончания второй мировой войны.
Бытует мнение, будто белорусские писатели были хорошо известны лишь на просторах БССР. На самом деле, это далеко не так. Белорусская литература пользовалась уважением на всех просторах СССР, в том числе и среди знаменитых писателей. Например, известный российский писатель Александр Твардовский очень ценил и уважал поэзию классика белорусской поэзии Аркадия Кулешова (1968).
А Петруся Бровку (1962) сегодня обычно вспоминают по двум поводам. Либо благодаря его стихотворению «Пахне чабор», либо из-за сатирического стишка «Пятрусь Броўка, піша лоўка…». Бровку очень ценили в руководстве республики и за это недолюбливали коллеги по писательскому цеху. Интересно, что даже сегодня многие относятся к классику белорусской поэзии с легким пренебрежением.
Конечно, в писательских кругах всегда присутствовал дух соперничества. Но многие были близкими друзьями и сохраняли теплые отношения друг с другом несмотря ни на что. Например известно, что самым лучшим другом драматурга и народного писателя Беларуси Андрея Макаенка (1977) был Иван Шамякин. У этих двух «народных» был разный характер, темперамент, они писали произведения на разные темы. Возможно, именно противоположности и объединяли их.
Что касается романтичности «народных», то кто-то из них был убежденным однолюбом, другие не раз были замечены в связях на стороне (не официально конечно). Известными донжуанами были Янка Купала, Аркадий Кулешов и другие. А среди однолюбов были Иван Шамякин (1972), Максим Танк, Якуб Колас.
Василь Быков (1980) стихи не писал. Эту, казалось бы, аксиому, в последние годы постоянно пытаются опровергнуть. То глава государства заявляет о том, что вырос на стихах писателя, то вдруг где-то находятся слова песни, якобы сочиненной Быковым. Скорее всего, споры на этот счет утихнут еще не скоро. Но в одной из сохранившихся аудиозаписей сам Быков говорит, что стихи он не писал. С другой стороны, поэзию он любил. Да и среди поэтов близких друзей у него было больше, чем среди прозаиков.
Пимен Панченко (1973) был одним из самых скромных «народных». Он не любил просить помощи, даже когда очень в этом нуждался. Из-за этого уже в современной Беларуси, когда резко стал никому не нужен, поэт жил практически в нищете. Государству в эти годы было не до литературы. Вспоминали его лишь коллеги-писатели. Обращаться за помощью к государству поэт отказывался. Во многом именно такое бедственное положение и стало причиной смерти Панченко в 1995 году.
Интересная ситуация с писателем Янкой Брылем (1981). Его имя у всех на устах, но не все смогут назвать хотя бы одно-два его произведения. Возможно, связано это с тем, что ни одного знакового произведения в его творчестве, по сути и не было. К тому же Брыль в большей мере был автором малых форм.
Творчество Ивана Чигринова (1994) и Ивана Науменко (1995) плохо известно современной молодёжи. С одной стороны, звания «народного» ни один из них не заслуживает — как никак сам народ своих героев не знает. Но в то же время, они стали довольно знаковыми писателями для белорусской литературы. Так, у Чигринова очень важным можно назвать книгу «Плач перапёлкі».
Так получилось, что последним белорусским «народным» оставался Нил Гилевич (1991). В последние годы жизни он много болел и это серьёзно сказывалось на его общении с другими людьми. Ему было стыдно выйти в народ в неприглядном виде и он очень мало общался как с прессой, так и с друзьями-писателями.
А вот Рыгор Бородулин (1992) в последние годы наоборот — всегда был на слуху. У него регулярно выходили новые произведения, а сам поэт постоянно участвовал в разнообразных общественных мероприятиях.
А эту фотографию можно назвать знаменитой лишь потому, что на ней запечатлено сразу 5 «народных». Как говорится — найдите больше на одном снимке.
Василь Быков по жизни был человеком серьёзным. На большинстве фотографиях у него печальный или сосредоточенный вид. А этот снимок как раз и примечателен тем, что на нём народный писатель улыбается.
Интересный комичный снимок. Аркадий Кулешов с легкой летней одежде в широкополой шапке, Петрусь Бровка в рубашке с вышитым орнаментом. А в центре — Якуб Колас с выражением лица дона Вито Корлеоне.
Возможно, мы что-то забыли? Пишите в комментариях!
Понравилось? Расскажи друзьям!
Другие статьи по теме ищите по тегу Исторические фото Беларуси