Тюремная проза — один из самых сложных жанров литературы. Причем сложен он как для автора, так и для читателя. Именно в произведениях этого литературного направления лучше всего раскрываются человеческие характеры, происходит развитие человека, его столкновение с системой и перевоспитание, либо, наоборот, в борьбе с системой — воспитание воли. Одним из лучших образцов подобной литературы можно назвать «Записки из мертвого дома» Ф.М.Достоевского и «У капцюрах ГПУ» Франтишека Олехновича. Но есть ли все это в книге политзаключенного Дмитрия Дашкевича «Чарвяк»?
Сама книга состоит из нескольких рассказов и одной повести. И хотя действие практически в каждом произведении происходит в разное время и в разных местах, все они объединены единым главным героем и читаются как единое целое. Следует, однако, сказать, что часть произведений в книге принадлежит скорее не к художественному, и даже не к документальному жанру, а к публицистическому.
«Што мы дамагаемся іншых законаў, канстытуцыйных фармулёвак і нават улады, прыкрываючы ўсё гэта ідэаламі адраджэння Бацькаўшчыны, калі для адраджэння Бацькаўшчыны не трэба нічога — ні законы, ні канстытуцыя, ні нават улада. Для адраджэння Бацькаўшчыны трэба толькі адно — каб патрыёты мовы пачалі на гэтай мове размаўляць. І ўсё! І з гэтым лічыліся б і Беларушчыну ненавідзячыя. Калі б заўтра на вуліцах нашых гарадоў хаця б кожны трэці загаварыў на роднай мове, дык Рускі са знакам якасці сам бы перапісаў імгненна і законы, і канстытуцыі»
Темы у произведений книги разные — тут и недостатки судебной системы, и воспитание молодежи, и отношение к белорусскому языку, и о дороге к Богу. Кстати, последняя тема тут является главенствующей. Не скажу, что это плохо, но дочитав книгу до конца, создается впечатление, что прочитал не тюремную литературу, а какую-то христианскую книгу. Особенно усиливается это впечатление после прочтение повести «Чарвяк».
Я совсем не против религии, особенно в тюремной прозе, но тут ее слишком много. К сожалению, именно этот факт может оттолкнуть от книги многих читателей. Религию всегда нужно вводить очень осторожно.
Дзяржава лічыць, што чым большыя рэпрэсіі ўжываць да наркаманаў, тым большы будзе вынік, але ж тэндэнцыя развіцьця наркаманіі гэта не пацьвярджае. Таму відавочна, што заканадаўчыя меры ўз’дзеяння трэба прымаць разам з мерамі маральна маральна-грамадзкага заахвочваньня
Еще один важный недостаток — в произведении не прослеживается никакого развития персонажа. Он сидит в тюрьме, он верит в Бога и у него есть сформировавшийся взгляд на мир. Именно из-за этого некоторые рассказы превращаются в философские рассуждения о бедах современного общества, и как эти беды решить.
Из достоинств книги можно отметить, что автор проливает свет на многие недостатки нашей пенитенциарной системы, о который большинство людей даже не знает. Все произведения книги легко читаются (если вы знаете белорусский язык) и одолеть ее можно буквально за один вечер.
Дазволю сабе патлумачыць падрабязней, як “праводзяцца” праверкі з гэтага боку нашай агульнай зоны. А праводзяцца вельмі проста, па наступнай тэхніцы:
— Ход №1: зэк піша заяву.
— Ход №2: адміністрацыя дадае да заявы г.зв. “суправадзілаўку”, у якой тлумачыцца: зэк брэша.
— Ход №3: дэпартамент бярэ дадзеную “суправадзілаўку”, называе яе праверкай і адказвае зэку што-небудзь накшталт: довады маюць аднабаковы абвінаваўчы ўхіл і свайго пацвярджэння не знайшлі і г.д.