31 января 2024 года в первом павильоне киностудии «Мосфильм» были вручены «Золотые орлы» — призы Национальной Академии кинематографических искусств и наук, созданной когда-то Никитой Михалковым. Премия присуждается за выдающиеся достижения в сфере киноискусства по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов Академии. Лучшим фильмом 2024 года стала картина «Воздух» Алексея Германа — младшего, которая также получила награды за лучшие визуальные эффекты, работу звукорежиссера и монтаж. За актерскую работу в «Воздухе» жюри также отметили Сергея Безрукова и Елену Лядову.
Открыл церемонию помощник президента РФ Владимир Мединский, зачитавший приветствие главы государства, а от себя добавивший, что «российское кино полностью вернуло себе доверие зрителей». Вот и господину Мединскому, по его словам, все меньше хочется смотреть зарубежные фильмы («какие-то они не такие»), а отечественные сериалы «гораздо ближе и интереснее».
Более всего доверия если не у зрителей, то у академиков вызвали военная драма Алексея Германа-младшего «Воздух» о героических летчицах Великой Отечественной и костюмная мелодрама Никиты Высоцкого, Ильи Лебедева и Дмитрия Иосифова «Любовь Советского Союза», где тоже не обошлось без летчиков, героизма и лишений военных лет.
Есть у них и еще кое-что общее — продюсер Константин Эрнст и «Первый канал» в числе студий-производителей. Обе картины были выдвинуты в четырнадцати категориях каждая, включая «лучший игровой фильм» и «лучшая режиссерская работа».
Таким образом, главная интрига вечера превратилась в состязание хорошего с лучшим, то есть в соревнование между двумя этими фильмами. Главную награду унесла лента Германа-мл., но чисто математически победила дружба: каждой картине досталось по шесть «Орлов».
С момента основания в 2002 году «Золотой орел» сразу был направлен как бы на более широкую аудиторию, но на самом деле — на внимание главных спонсоров индустрии: государства и телеканалов. Церемонии «Ники» вытеснились с телеэкрана, а награждения «Золотого орла», напротив, на нем утвердились. В номинациях «Орла» сразу появились «Лучший телефильм» и «Лучший мини-сериал». И транслирующий церемонию канал (а это по очереди были «Россия» или Первый) обычно не оставался без награды для своей продукции. При этом «Орел» куда охотнее ориентировался на фильмы оптимистически-парадные, звездные, многобюджетные, рассчитанные на одобрительное внимание первых лиц государства.
СМИ пытаются привлечь внимание к результатам «Орла». Популярная народная газета выносит в заголовок «Лучшим актером стал Сергей Безруков, а у фильма «Воздух» шесть наград». Получая статуэтку, Безруков пошутил: на самой первой церемонии он получил премию за старшего лейтенанта, в прошлом году — за майора, в этом — за полковника. И действительно, внимание премии к военным и другим иерархиям очевидно. Ставший лидером по количеству наград «Воздух» — военная драма, за которую отвечал не режиссер Алексей Герман (его работа как раз не отмечена), а продюсер Константин Эрнст. А лучшим режиссером объявлен Владимир Грамматиков — видимо, из уважения к долго молчавшему художнику.
Награды ежегодной церемонии вручения национальной премии «Золотой орел» изготавливаются ювелирной компанией Mercury. Специально для лауреатов бренд создал 40 главных статуэток в виде орлов из позолоченного серебра. Каждая птица установлена на постамент из итальянского мрамора двух цветов с фирменным золотым логотипом.
Номинанты в категории «Лучший фильм» и основные победители
- «Воздух» (2023) + Победитель: Лучшая мужская роль (Сергей Безруков) + Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Елена Лядова)
- «Вечная зима» (2024)
- «Любовь Советского Союза» (2024) + Победитель: Лучший сценарий + Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Роман Мадянов)
- «Смотри на меня!» (2024) + Победитель: Лучший режиссер (Владимир Грамматиков) + Лучшая женская роль (Александра Урсуляк)
- «Сто лет тому вперёд» (2024)
С первыми двумя номинантами мы уже знакомы по премии «Белый слон», которая прошла ранее. Поэтому в нашем обзоре мы сосредоточимся только на новых фильмах.
«Любовь Советского Союза» (2024, Россия, реж. Никита Высоцкий/ Илья Лебедев/ Дмитрий Иосифов) — ретромелодрама
Действие разворачивается в конце 1930-х — начале 1940-х годов в СССР. Популярная актриса Галина (Ангелина Стречина) без памяти влюбляется в отчаянного летчика-испытателя и Героя Советского Союза Анатолия Коврова (Кирилл Кузнецов) и выходит за него замуж. Но в Галину безнадежно влюблен драматург Кирилл Туманов (Роман Васильев), он пишет пьесы для возлюбленной, которые та постоянно отвергает. Но начинается Великая Отечественная война, и судьбы героев оказываются неразрывно связаны с судьбой страны.
В основе фильма — реальная история про актрису Валентину Серову и её отношения с мужьями, летчиком Анатолием Серовым и писателем Константином Симоновым.
Роль начальника Главного управления театров в фильме «Любовь Советского Союза» стала одной из последних для актера Романа Мадянова; он скончался 25 сентября 2024 года.
«Смотри на меня!» (2024, Россия, реж. Владимир Грамматиков) — семейная автобиографическая драма
Фильм, основанный на реальных событиях 1948 года, рассказывает о Нине Левицкой (Александра Урсуляк), бывшей оперной певице и матери четверых детей. Она уже почти год не знает, где находится её муж Александр — по слухам, он выполняет важную работу в Москве. Столкнувшись с угрозой ареста, Нина решает продать все вещи и вместе с детьми уехать из Свердловска в Москву.
Их путешествие в товарном вагоне с оставшимся имуществом, в числе которого корова и пианино, сопровождается ежедневными опасностями. По дороге они встречают разных людей: одни представляют угрозу, другие помогают и вселяют надежду. Сюжет фокусируется на теплых взаимоотношениях между матерью и детьми, их взаимной поддержке, честности и любви, что позволяет им безопасно добраться до пункта назначения.
Сюжет картины основан на детских воспоминаниях режиссера Владимира Грамматикова о реальной поездке, которую он в силу возраста воспринимал как увлекательное приключение. Таким образом, маленький Вовка — это и есть Грамматиков в детстве, а остальные персонажи списаны с его братьев и сестер, что объясняет живость и проработанность их характеров.
Изначально картина планировалась как проект российского «филиала» «Дисней», однако после ухода голливудской медиакорпорации из России в 2022 году её производство было передано студиям «Централ Партнершип» и созданной Грамматиковым «МВФильм».
«Сто лет тому вперёд» (2024, Россия, реж. Александр Андрющенко) — фантастические приключения
События происходят в наше время и в будущем спустя 100 лет. Оба мира оказываются под угрозой из-за планов космических пиратов.
Главный герой из 2024 года — обычный московский школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн). Он гуляет с друзьями, слушает рэп, предпочитает компьютерные игры и не очень любит учебу. О будущем мальчик не задумывается, пока в поисках приключений не сталкивается с таинственным артефактом, который переносит его в это самое будущее.
Героиня из 2124 года — школьница Алиса Селезнёва (Дарья Верещагина), у которой есть собственная мотивация для путешествий во времени. Мать девочки считается пропавшей без вести, но героиня не оставляет надежды найти родительницу в прошлом — как раз в 2024 году.
Пират по имени Весельчак У (Александр Петров) и его напарник Глот (Юрий Борисов) отправляются в прошлое, чтобы изменить ход истории и захватить Землю. Алиса и Коля должны остановить преступников, срывая их планы и в 2024-м, и в 2124-м.
31 мая 2024 года трейлер фильма получил международную награду Golden Trailer Awards в категории «Лучший зарубежный экшн».
Фантастический фильм «Сто лет тому вперёд» создан по мотивам одноименной повести Кира Булычёва (1978).