Почти две недели назад не стало белорусской группы «Ляпис Трубецкой». В этот же день бывший лидер коллектива Сергей Михалок представил дебютный клип своего нового проекта Brutto. Как говорится, не прошло и полгода, а Brutto выпустили дебютный альбом, который получил название Underdog. Вероятнее всего, дебютник был записан ещё весной: сразу же после выхода прощального альбома «Матрёшка» (2014) «Ляписов». Но пока никаких подробностей по этому поводу, а также о составе группы афишировано не было. Единственное, что стало известно о втором вокалисте Brutto – им стал боксёр Виталий Гурков.
Открывает альбом уже знакомая, ранее представленная композиция Brutto. По идее, трек с одноимённым названием коллективу должен быть, а точнее, просто обязан быть самым сильным. Но из силы в нём представлены только мускулы музыкантов группы в клипе. Что касается композиции, то здесь вы не найдёте разницы с «Ляписами» последних лет. Разве что немного оригинальными кажутся вставки в стиле кантри. Текст заглавного трека, как и всех песен в целом, посвящён силе, спорту, здоровью – ЗОЖ, короче говоря.
Далее следует ещё одна важная песня – Underdog. Клип на неё также был представлен ранее. Думается, что многие заметили параллель с песней «Железный» (или с песней «Жлоб» – это не важно). Много общего как в музыке, так в тексте и клипе. Но, с другой, стороны, это одна из самых приятных песен альбома. И она бы отлично украсила последний альбом «Ляписов».
Кстати, а вот песня «Гири» весьма забавна. Несмотря на пафосный текст и избитую Михалком ещё лет 6 назад мелодию, прослушивание трека лично у меня вызывает улыбку. Только, наверное, Сергей Михалок вкладывал в неё более серьёзный смысл, несмотря на весь представленный пафос. А пафоса в его творчестве с каждым годом, к сожалению, всё больше. Подобное настроение присутствует и в песне «Веселей».
Немного радует то, что есть и белорусскоязычные треки: «Наша возьме» и «Гарэза». При включении второй кажется, что вступят трубы и вскоре Михалок запоёт: «Мечтаешь изменить безумный мир». Но начинает петь Гурков. А вот что касается текста, то он весьма радует различными эвфемизмами.
Как-то отдельно от всего альбома стоят англоязычные каверы: I Get Wet американца Andrew W.K. и The Chauffeur группы Duran Duran. Так что искать в них какую-то оригинальность не стоит: ведь в кратчайшем описании альбома не сказано, что это каверы. Поёт их, видимо, Виталий Гурков. Если, конечно, в группе больше нет других вокалистов.
Иногда текст и музыка странно сочетаются. Как в песне «Мяч»: вроде есть какая-то ностальгия, романтика в музыке, а текст, как ни банально, про мяч: «Вот летит грач, ты не бей его ногой, бей ногой мяч». Похожий смысл и в песне «Регби»: тоже про мяч, но уже про мяч для регби. Это как есть панк и пост-панк: вроде то же самое, но уже по-новому. Простите за каламбур.
Правда, чувствуется присутствие новых музыкантов: аранжировки отличаются от прежних. Более чёткий, выраженный бас, более оригинальные, не такие примитивные ударные, а также наличие кое-где дополнительных инструментов. Появились также клавишные, которые заменили духовую секцию. В общем, ска-элементов в Brutto нет. Здесь что-то среднее между альбомами «Рабкор» (2012) и «Матрёшка» (2014). Он не такой тяжёлый по музыке, как первый и не такой остросоциальный, как второй. Но вот этой жёсткости немного не достаёт. Добавить немного гроула и кардана на ударных – поклонников творчества было бы больше. Но это не означает, что фанаты позднего творчества группы «Ляпис Трубецкой» потерялись. Ведь появятся и другие: те, кому интересна тема спортивного хардкора. Я не удивлюсь, если через несколько лет Михалок сделает ещё что-то новое. Пускай оно и будет похоже на «Ляписов» или Brutto. Или же это будут «Ляписы» или Brutto — не важно. Проблема в том, что все песни практически на 100 процентов пишет Михалок. Потому и возникает такое однообразие. Возможно, оно и загнало «Ляписов» в гроб.
А вот вокал Гуркова не совсем гармонирует с вокалом Михалка. Так что Павел Булатников, а ранее Александр Ролов более подходили на роль бэк-вокалистов. И по песне «Дворняги» складывается ощущение, что она писалась специально под Булатникова. Хорошее решение взять такую яркую личность в группу, как Виталий Гурков, но зачем всегда стремиться к такому дуэтизму в творчестве? Понятно, что это уже совсем другая группа для Сергея Михалка, но он впутывал «Ляпис Трубецкой» в подобную стилистику. Наверное, Михалку стоило развалить «Ляписов» после альбома «Золотые яицы». Тогда бы, возможно, к нему относились бы совсем по-другому.
Несмотря на всё плохое, сказанное выше, Михалок действительно нашёл что-то своё: его никто теперь не держит в творческом плане. Даже фанаты. И можно теперь, качаясь, давать концерты в тренажёрных залах, как шведская группа Sabaton. И альбом Brutto слушается действительно легко. Правда, вряд ли его захочется переслушать ещё раз. Минувшей зимой Михалок заявил, что будет петь сольно. Так вот здесь чувствуется что-то бардовское: такие лёгкие стишки, на которые потом была написана знакомая, уже избитая музыка. Кто-то хорошо подметил, что альбом, вероятно, был написан, отрепетирован и записан за один день. Тем не менее, присутствует некая общая идея: и вообще, релиз можно назвать даже концептуальным.
Разочаровали, конечно, и маты, как в песне «Дворняги». Вроде ж культурные ребята, а не гопники с района, которые так принижаются в треках группы. А закрывает альбом песня «Труд», с приятной концовкой в виде соло, как кажется, на мандолине. Похоже на творчество периода альбома «Культпросвет» (2011). Но давно у Михалка не было хороших песен, которые закрывают альбом.
А в целом, даже обидно как-то стало после прослушивания. Пойду поем что ли?