Андрэй Федарэнка «Ціша»

ЦішаАндрей Федоренко относится к редкой категории писателей, которые не стараются себя как-то пропиарить, почти не светятся в СМИ и, тем не менее, пользуются заслуженной популярностью у читателей. Ярким примером служит его последняя книга “Ціша”. Она появилась в продаже совсем тихо, не было никакой рекламной компании или громких презентаций. Тем не менее она вышла в твердом переплете и тиражом в 2000 экземпляров. Поверьте, для современной белорусской литературы эти цифры просто гигантские.

Еще одна удивительная особенность Федоренко – он не пишет крупных форм произведений. Но каждая его повесть настолько емкая и объемная по смыслу, что любой словоблуд смог бы сделать из нее полноценный роман. Не говоря уже о рассказах, которые занимают 2-3 страницы текста и 10 страниц смысла.

Такой же получилась и новая книга. В нее вместилось 2 повести и 10 рассказов. Обе повести новые, написаны в 2013 году. И с первого взгляда ни капельки друг на друга непохожие.

Якім цудоўным магло б быць кожнае імгненне жыцця, калі б у кожным “блізкім сваім” бачылі найперш ховрага, смяротнага нашчасніка, калі б мы не ўкарочвалі адно аднаму і без таго кароткі век рознымі плёткамі, дробнай зайздрослівасцю, урэшце, элементарнай побытавай бесцырымоннасцю!

“Ціша” – добрая история о детстве и взрослении мальчика, который живет в умирающей деревеньке недалеко от города. Впрочем, сами жители деревни никогда не говорят – город, а только “мікрараён”. Все взрослые из деревни хотят туда переехать. Но, самое удивительное, что даже оказавшись в “мікрараёне”, люди не успокаиваются, и дальше хотят переехать в “цэнтр”.

Хочет попасть в микрорайон и семья Петруся Дворака, главного героя повести. Его отец, чтобы скопить деньги, работает в Сибири и домой почти не приезжает. Мать также допоздна задерживается на работе и постоянно упрекает бабушку за то, что та не хочет перенести могилу дедушки с кладбища в братскую могилу. Ей за это обещали платить ветеранскую пенсию и предоставить все льготы, как жене ветерана войны.

У отца Петруся есть два брата, один из которых уже живет в микррайоне, а второй в соседнем доме. И почти каждого персонажа этой книги волнуют только деньги. Исключения составляют только дети. А сам Петрусь вообще не хочет переезжать в микрорайон и считает, что он и так живет в лучшем месе на земле.

В целом, если пересказывать сюжет повести, то можно заметить, что там нет кульминации. Петрусь просто живет, радуется и огорчается, ходит на рыбалку, переживает первые детские разочарования. Взрослые увольняются, переезжают, болеют. Идет обычная жизнь.

Адзінота – гэта не калі ты адзін, а калі ты нікому не патрэбен. Ні ты, ні твой вопыт, ні думкі, ні розум, ні дабрыня…

А вот в повести “Дзядзя Адольф” акцент сделан уже на конкретном взрослом человеке, который после пятидесяти лет неожиданно понял – что ничего в жизни он не добился. Всю жизнь проработал на одном предприятии художником-оформителем, получал копеечную зарплату, есть сын с дочкой, котоырми он никогда особо не занимался. Можно сказать, что у главного героя наступает типичный кризис среднего возраста.

Он начинает пить, ругаться с женой, считает что его нигде не ценят и никто не поменяетю. А во всех своих ошибках он винит общество. Заканчивается все это попаданием в больницу и разводом с женой.

Потом в жизни Адольфа наступает перелом. Его начинают ценить, появляются деньги, свой автомобиль. Но это дает лишь временное спокойствию. И вскоре Адольфу вновь начинает казаться, что он что-то упускает в этой жизни.

В плане развития сюжета это произведения интереснее “Цішы”. Но так ли сильно различаются две этих повести? Если Адольфа перенести в деревню Петруся, он бы стал обычным взрослым, который хочет переехать в микрорайон.

Так в одной книге сталкиваются два разных взгляда на жизнь – мальчика, который ничего не хочет менять и зрелого мужчины, который наоборот, постоянно ищет чего-то нового. При этом мальчик гораздо счастливее мужчины. Но не потому, что ему удалось застыть в каком-то пузыре. Наоборот – его жизнь течет и меняется, но перемены эти настолько будничны и привычны, что не воспринимаются как таковые. Они происходят сами собой, по велению жизни.

Отдельно хотелось бы сказать о рассказах, вошедших в книгу. Они все написаны в разные годы и все сильно отличаются друг от друга. Но главная их особенность в том, что во всех прослеживаются мотивы автобиографии автора. Более того, некоторые произведения вообще больше похожи на записи в живом журнале, чем на художественные рассказы. Одельно хочется выделить рассказы «Імгненні жыцця”, “Тупік”, “Трусікі”, “Быль”, “Госць”.

Если же попытаться выразить общие впечатления от книги, то они очень хорошие. Произведения читаются легко и быстро, оставляют после себя особое послевкусие. Ну и оформление на высоте – твердый переплет, качественная белая бумага, минимум ошибок в тексте. В то же время это точно не лучшая книга Федоренко из уже написанных.

HVALI.BY