Как отличить фейк от правды?

В XIX веке люди не подозревали о происходящем в мире, потому что не имели доступа к источникам информации. В XXI веке информации стало так много, что порой невозможно разобраться, чему можно верить. А по итогу ни мы, ни жители XIX века так и не приблизились к правде.

Особенно возрастает количество лживой информации во время больших потрясений, будь то экономический либо политический кризис, военные действия или даже смерть известного человека. Поэтому важно уметь анализировать информацию, которую мы получаем, а не верить всему, что слышим.

Специально для этого мы подготовили небольшой свод правил, руководствуясь которыми вы с большой долей вероятности сможете определить, насколько та или иная информация соответствует действительности.

Фейк (от англ. fake — подделка) – ошибочное или намеренное распространение через СМИ, официальные каналы коммуникаций или лидеров мнений ложной информации.

Чаще всего фейковые новости используются для получения финансовой или политической выгоды.

Оцениваем источник

Разные источники информации заслуживают разного уровня доверия. Помните, что независимо от статуса и репутации, даже большие СМИ иногда постят фейки, а люди имеют скрытые интересы.

Кому можно доверять в большей степени:

  • «Серьезные» СМИ – средства массовой информации с заслуженной репутацией, которой они вряд ли захотят рисковать (например, BBC, CNN и т.д.).

К кому следует относиться с сомнением:

  • Официальные источники – пресс-службы и официальные социальные сети организаций. Они чаще всего преследуют собственные интересы и готовы вертеть правдой как им вздумается, лишь бы выглядеть в выгодном свете.

Кому лучше не верить:

  • Блогеры и лидеры мнений (за исключением блогеров-экспертов) – такие люди не обладают нужными знаниями и зачастую лишь транслируют свое мнение о происходящих событиях, которое может быть как верным, так и ошибочным.
  • «Желтые» СМИ – это источники, для которых важнее привлечь внимание/трафик на сайт, чем рассказать правду. Их отличие от «серьезных» СМИ – громкие заголовки, упор на эмоциональную, а не на фактическую составляющую, отсутствие достоверных первоисточников.

 

Ищем первоисточник

Первоисточник – человек, СМИ, или организация, которая первой сообщила о новости. Любое уважающее себя СМИ всегда дает ссылку на первоисточник, а при размещении в интернете – гиперссылку. Таким образом всегда можно отследить историю новость до места ее появления.

Самые надежные первоисточники – это очевидцы или участники событий. При этом всегда задавайте себе вопрос – а вправду ли человек был участником событий, или он лишь отрабатывает свою роль?

За очевидцами следуют эксперты, люди которые обладают необходимым уровнем компетенций – ученые, аналитики, руководители бизнеса и пр. Также с высоким доверием следует относиться к официальным представителям.

Если источник не хочет себя называть, в СМИ можно увидеть формулировку «сообщил надежный источник в министерстве», или «поделился наш источник из компании». К такой информации следует относиться с изрядной долей скепсиса.

 

Читаем ту же новость в других источниках

Чтобы оценить, насколько тот или иной автор предвзято оценивает ситуацию, прочитайте одну и ту же новость сразу в нескольких источниках информации. Так вы сможете составить более объективную точку зрения. Если же новость размещена лишь на одном информационном ресурсе, то доверять ей явно не стоит.

 

Разбираем детали

Но даже соблюдая все правила выше вы не застрахованы от фейковых новостей. И если вы не уверены в правдивости информации обращайте внимания на мелкие детали, на которые при производстве фальшивых новостей часто игнорируют.

  1. Проверьте цитаты. Иногда СМИ могут исказить смысл сказанного или вырвать фразу из контекста так, что она будет обозначать ровно противоположное. Но при этом формально никто не соврал. Причем это относится даже к классическим цитатам, которые у всех на устах. Из таких примеров фраза «О мертвых либо хорошо, либо ничего», которая в оригинале звучала так: «О мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».
  2. Проверяйте фото и видео. Для этого достаточно загрузить картинку в Google, Яндекс или сервис TinEye, чтобы попытаться найти ее оригинал. Что касается видео, то надо сделать скриншот и проделать то же самое. Современные технологии и графика сегодня находятся на таком высоком уровне, что зачастую даже кадры из видеоигры представляют нам как реальное видео.
  3. Проверяйте термины. Настоящие мастера фейковых новостей могут использовать специализированные термины, чтобы ввести людей в заблуждение. К сожалению, очень малый процент читателей полезет читать, что означало умное слово из статьи.
  4. Не верьте превосходной степени. Использование превосходных степеней «самый», «наиболее», «чистейший», «лучший» и прочих – это попытка давить на эмоции, чтобы читатель за ними не обращал внимания на факты. Если есть превосходная степень, то она должна иметь реальное подтверждение.

 

Используйте сервисы для проверки фактов

Существует несколько сайтов, которые специализируются на проверке новостей и различных фактов на правдивость. В англоязычном сегменте интернета это сервисы Snopes, PolitiFact. В русскоязычном есть два таких ресурса – «Проверено» и Fakecheck.

 

Признаки того, что новость-фейк:

  1. Броский, эмоциональный заголовок.
  2. Отсутствие ссылки на первоисточник, либо анонимный первоисточник.
  3. Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.
  4. Большое количество прилагательных с эмоциональной окраской.

 

Помните, что даже используя все эти правила, вы не можете на 100% быть уверены в правдивости или лживости новости. Помните об известно высказывании: «Верь только половине того, что видишь, и ничему из того, что слышишь».

И уж точно не стоит ругаться и писать гневные комментарии под новостью, которую вы считаете фейковой. Если хотите довести свою точку зрения, используйте разумные аргументы, прикрепите ссылки, которые опровергают написанное.

HVALI.BY