В очередной раз порадовала инициатива «Белгазпромбанка» по возвращению в нашу страну исторических ценностей, созданных в свое время известными белорусами, большую часть жизни прожившими заграницей. В прошлый раз мы уже писали, что этот банк приобрел книгу Симеона Полоцкого «Жезл Правления», в этот же раз на Нью-Йоркском аукционе Sotheby’s были куплены 3 картины Марка Шагала и Хаима Сутина на общую сумму 3 миллиона долларов.
Понятно, что картины, купленные банком, принадлежат в первую очередь ему, а не государству. Но, в то же время, руководители «БелГазПромБанка» не раз активно подтверждали, что эти работы будут выставляться для обычных зрителей. К тому же, уж лучше пускай эти картины принадлежат частной компании на территории Беларуси, чем неизвестному человеку в другой части мира.
Были приобретены следующие картины Марка Шагала:
- «Лунатик», 1911-1912 года (341 тыс.$);
- «Зеленый пейзаж», конец 1940 г. (137 тыс.$);
- «Часы на пылающем небе», конец 1940 г. (605 тыс.$).
Но самым дорогим приобретением стала картина французского художника еврейского происхождения, родившегося в Беларуси (и такое бывает) Хаима Сутина – «Ева». Она была написана в 1928 году и обошлась «БелГазПромБанка» в 1,8 млн.$.
Следует напомнить, что в Беларуси, на исторической родине Сутина вплоть до 2012 года не было ни одной его картины. В 2012 году «БелГазПромБанка» приобрел его работу «Большие луга в Шартре». К сожалению, главные работы этого мастера кисти вряд ли скоро вернутся в нашу страну. Так, его работа «Маленький кондитер» была продана за 18 млн.$. То же самое можно сказать и о работах Марка Шагала.
Данная “картинная” благотворительность проводится «Белгазпромбанком” в рамках уникальной по своей сути акции – «Художники Парижской школы из Беларуси. Из коллекции Белгазпромбанка, музейных и частных собраний». Так что можно ожидать, что руководство банка не будет останавливаться на достигнутом, и вскоре нас ждут новые громкие приобретения.
И хоть эта акция и является скорее рекламной компанией, но особого вида. Она нацелена в первую очередь на интеллигентную часть аудитории. И кроме бездумной траты денег на бездушную телевизионную рекламу, она приносит пользу всему белорусском обществу.