Ляпис ТРУ. Часть 1

Lyapic Crew ТРУбьют (2014)

Белорусская группа «Ляпис Трубецкой» стала шестым белорусским музыкальным коллективом в истории, который удостоился чести быть исполненным другими группами. Каверы на ставших уже культовыми «Ляписов» записали белорусские, российские и украинские, нидерландские коллективы — их коллеги, друзья, последователи и просто фанаты. Первая часть трибьюта (всего их будет три) получила название «Lyapis Crew ТРУбьют Vol.1». «Ляпис Трубецкой» и сами никогда не грешили сыграть чью-нибудь песню в своём стиле на протяжении всей карьеры.

Всего для участия в трибьюте заявки подали около 300 групп, а отобранных песен оказалось так много, что их с лихвой хватило на три части проекта. Белорусских групп на трибьюте восемь, а не шесть, как писали многие СМИ — Time2Begin, «Жнюв», SO4, TT-34, Exist M, «Пани Хида», «Ворона» и Kurt Roll. Ограничений в выборе композиций не было: для участия принимались песни за всё время существования «Ляписов». Единственное условие — треки должны были быть исполнены в современной стилистике группы. Мы расскажем вам о каждом из них.

Открывает трибьют кавер российской группы «Игрушки» на песню «Ау«. Перед вступлением, кажется, что кто-то из музыкантов удачно пародируют голос раннего Сергея Михалка, используя нетрадиционную для современного русского языка фрикативную букву «гэ». Что касается самого кавера, то он удачно аранжирован в стиле поп-панк, что придало треку ещё большей простоты и он стал звучать более ненавязчиво. Во многом и благодаря забавным клавишам. Ну и всё это сопровождается одобряющими цитатами Сергея Михалка, впрочем как и само вступление, заимствованное из сопровождающего трибьюту видео.

Далее идёт кавер «Был в Керчи» россиян 7000$. В музыкальном плане он немногим отличается от оригинальной «Керчь-2» белорусов. Звучание, правда, более жёсткое, а вокальная мелодия очень ритмичная, почти речитативная. Зато окончание уже более альтернативное и живенькое. Главное отличие в том, что по сюжету текста группа направляется на фестиваль в Керчь, о чём и поётся в куплетах. Ну а припев всем нам знаком уже с два десятка лет.

А вот Noize MC, с которым в своё время «Ляпис Трубецкой» записывались вместе, сделал один из лучших каверов. Он отошёл от привычных для себя речитативов и даже электронных вставок (не считая совсем нейтральных скретч-приёмчиков), сделав песню «12 обезьян» невероятно лиричной, романтичной и в то же время по-роковому живой. А драйвовые вокальные надрывы в припеве привнесли даже что-то от гранжа.

Весьма странный кавер на старенькую «Облака» представила российская группа 901km. Если это рассматривать как самостоятельный трек, то он звучит очень даже ничего. Но как кавер, он потерял все заметные части оригинала. Правда, металёвый проигрыш в середине трека придал немного драйва, но в целом того самого драйва треку и не хватает. Также отметим, что небольшие, немного странные изменения претерпел и текст песни.

Российская группа Little Zoo выбрала наиболее удачную песню для обработки. Немного экспериментов со звуком — и вот получился удачный, задорный кавер «Принцесса». Только вместо аутентичного клавесина звучат 8-битные клавиши. А вместо пафосного вокала Сергея Михалка — по-доброму раздолбайский, задорный вокал. Вроде бы ничего оригинального, но кавер не теряется среди остальных.

Вы можете представить ранних «Ляписов» металкором? Так вот, витебская группа Time2Begin сделала металкором песню «Ты кинула». Оригинально, со вкусом и без особого напряжения. В плане аранжировок и техники здесь нет абсолютно ничего нового, на что стоит обратить внимание. Тем не менее, витебские ребята за счёт банальной простоты выдали такой обычный, на первый взгляд, кавер, но со вкусом. Да, и это одна из самых тяжёлых вещей на трибьют-альбоме. Примечательно, что остальные тяжёлые каверы также записаны белорусскими группами.

Немного депрессивно-психоделичный кавер выдала не менее депрессивно-психоделичная российская группа «Пионерлагерь Пыльная Радуга» на песню «Огоньки», сделав одну из самых тоскливых песен «Ляписов» ещё более заунывной. Это особенно заметно по надрывному вокалу и рваному, грязному гитарному соло. Эффект удивления усиливается, если внимательно прислушаться к тексту: «Пьяные на танках» и что-то невнятное про «грязь» и «пнули», что весьма отличается от оригинала.

Белорусская группа «Жнюв» песню «Спорт прошёл» сделала ещё более спортивной, чем она была изначально. Если у «Ляписов» чувствовался какой-то упадок в голосе Михалка и музыке в целом, то «Жнюв» придали треку большей жизни и энергии. С клавишами, изменённой вокальной мелодией и задорным бэк-вокалом получился такой слегка электронный панк-рок. С одной стороны оригинально, но с другой — кавер быстро забывается.

Российская группа Rusted из песни «Мужчины не плачут» (известная также как песня «Ласточки») убрала всю грусть и депрессивные настроения, создав настоящий поп-панк. Тем не менее, никуда не пропали ни романтика, ни ностальгия — просто немного изменилась подача. Поэтому трек звучит с новой силой, близкой по духу теперешним «Ляписам».

Украинский музыкант Сергей Бабкин сделал самый этничный кавер, на самую этничную песню «Ляписов» — «Грай». Аутентичные инструменты, звуки природы на фоне, фольковая подача вокала, джазовые проигрыши и многое другое не только разнообразило песню, но и, по сути, сделало абсолютно новый трек. При этом его настроение, мелодия и текст полностью сохранились. Только теперь это, скорее, не социально-политический трек, а этно-фольк, со всей присущей ему тематикой, музыкальной и текстовой.

Нидерландский исполнитель Johan Meijer записал, пожалуй, самый весёлый, забавнейший кавер, выбрав песню «Капитал». Правда, у него она называется Das Kapital. Да-да, песня на немецком языке(!). Все рифмы настолько удачно обыграны, что без улыбки этот кавер прослушать просто невозможно. И всё это украшено строгими ритмичными клавишами и суровым вокалом. Безусловно, это самое оригинальное исполнение на трибьюте.

Белорусский рэпер SO4 (он же Сульфакт, он же Дмитрий Герасимчик) из Слонима использовал также весьма популярный приём при создании кавера: в куплетах используется его переосмысленный текст на песню «Железный» в виде речитатива, а в припеве звучит оригинальная мелодия. Только немного аранжированная под стиль SO4. Необычно звучит и приятная концовка в треке: только сейчас она более разбавлена электронными вставками.

Группа Buzz Fiction из России использовала весьма популярный приём для кавера на песню «Почему любовь уходит». Музыканты за основу использовали музыку из песни Where Is My Mind американской инди-рок группы Pixies, а в качестве текста, понятное дело, слова из песни «Почему любовь уходит». Получились такие вот «Ляписы» в инди-стиле. Может быть, после распада группы Сергей Михалок запишет что-нибудь по инди?!

Российская группа с загадочным названием Dэласи записала кавер на песню «Сказочка», полностью переведя её в альтернативный рок. Присутствуют ещё и отголоски американского поп-панка, с характерными для него мелодичностью и простенькими партиями лид-гитары. Здорово было бы услышать этот кавер вживую: при прослушивании так и хочется попрыгать под новую «Сказочку».

Группа «Очень высокое IQ» из России, играющая необычный стиль ска-инди, выбрали, пожалуй, не лучшую для себя песню «Ты мая» (в оригинале имеет название «Ты моя»). Кавер, в отличие от оригинала, получился более депрессивным и разнообразным за счёт более чётких гитар, выраженного баса и женского бэк-вокала. Но это всё дополнительные идеи: в целом песня звучит практически так же, как и в версии «Ляписов».

Белорусы ТТ-34 сделали один из самых сильных каверов на малоизвестную песню «Парагалактика», добавив в неё ещё больше космичности и инопланетности за счёт красивейших (и в то же время крайне стандартных) гитарных эффектов в куплете. Динамичное вступление на бас-гитаре слегка напоминает момент из песни By The Way группы Red Hot Chili Peppers. А взрывные вставки в бридже и жёстких ударных в припеве привнесли ещё больше агрессии и брутальности, но и мелодичной песня не перестала быть. «Ляпис Трубецкой» могли бы с лёгкостью исполнять песню «Парагалактика» и сейчас. К слову, в ранних интервью Сергей Михалок неоднократно заявлял, что эта песня — яркий пример искренних и настоящих «Ляписов» начала 1990-х годов. В оригинале «Парагалактика» исполнялась только в рамках концертов «Рок-абонемент» в 1995 году. Говорят, что в своё время Сергей Михалок сам подарил эту песню группе ТТ-34.

Далее следует ещё один тяжёленький кавер. И тоже от белорусов: модерн-метал группа Exist M записала кавер на песню «Нафта». По сути, получился совсем новый трек, ещё более агрессивный, качёвый и брутальный. Кстати, на вокале у Exist M девушка — Настя Паламар. Но не каждый мужик смог бы справиться с её партиями. А кавер получился настолько простым и приятным, что быстро запоминается и сходу начинает цеплять, несмотря на то, что некоторым он может показаться слишком тяжёлым.

Украинцы «Бумбокс» и O.Torvald сделали совместный кавер на одну из самых попсовых песен «Ляписов» — «Сочи». Вокальная мелодия в куплетах и суровая бас-гитара с едва слышной гитарой на фоне напрочь избавили эту песню от всякого рода пафоса. Немного, возможно, портят общее впечатление речитативы и скретчи в проигрыше. Правда, недвусмысленные упоминания о полуострове Крым наводят на некоторые мысли. А искренние, задушевные бэки в концовке, заставляют переслушать эту версию ещё не раз.

Российский рэпер Баста записал самый романтичный и нежный кавер, выбрав песню «Евпатория». Эта песня в исполнении самих «Ляписов» звучала и как всем известный поп-рок хит и как забойный ска-панк. Баста же не стал делать рэперский трек, а создал очень красивую акустическую балладу, которая в новой интерпретации здорово бы звучала в народном исполнении во дворе или же у костра. Исполнитель добавил ей большей простоты благодаря своему спокойному вокалу, убрав всё лишнее. Песня стала звучать настолько живо и реально, что знакомые строки цепляют за душу так, будто слышишь их впервые. Всё это разбавлено лёгкими перкуссиями, соло в виде свиста и женской вокальной партией в концовке. Самый лиричный кавер трибьюта, который идеально подходит для закрывающего трека диска.

Цифровая версия содержит ещё и с десяток бонусов, которые превратили данный трибьют в солянку.

Кавер на песню «Голуби» белорусской группы «Пани Хида», как, впрочем, и остальные среди бонус-треков, мало чем выделяются. В этой версии добавлено больше клавиш, унисонный вокал на фальцете в припеве и странная вокальная мелодия в куплетах, которая больше похожа на разговор.

Российская группа Coma Clura значительно видоизменила песню «Цмок ды арол». Что касается многочисленных клавишных, а-ля 8-битных вставок, то это звучит оригинально и свежо, но вот вокал и текст… Музыкантам, безусловно, следовало обратиться к кому-нибудь за помощью с переводом, раз не очень получается петь по-белорусски: «Катись по свету на буслике-ровере», «Белые воблаки, чёрный анёл» и т.п. Не совсем понятно, какой это язык даже. Зато гитарный проигрыш с высоким вокалом и мелодичными клавишами звучат очень даже сильно. Возможно, Coma Clura немного поспешили с выпуском кавера: чуток его доработав, можно было бы смело попадать в основную часть диска, а не теряться где-то в бонусах.

Возможно потому, что песня «Огоньки» уже присутствовала на альбоме, непродолжительной кавер российской панк-рок группы с забавным названием MoneyFest попал лишь в бонусную часть. Но он мог бы смело украсить концовку основного диска. Группа избавила трек от всякой ностальгии и грусти, создав забойный боевичок, пускай используя избитые гитарные приёмы и весьма примитивную аранжировку. Как раз благодаря такой простоте кавер получился очень весёлым и выделяющимся среди не только бонусов, но и всего трибьюта.

Российская группа «Узи» также решила избавиться от депрессивных настроений ранних «Ляписов», записав кавер на песню «Берёзки». Только панк-роковое настроение в их интерпретации немного улетучило первоначальную магию оригинала. Получилась будто бы новая песня со знакомым текстом: только бодрость песне «Берёзки» как-то слабо подходит.

Российская группа «ТапОК» сделала весьма похожий кавер на версию песни «Евпатория» 2007 года (на альбоме «Капитал» группа «Ляпис Трубецкой» записала её в ска-панк стиле). Разве что, здесь присутствуют более быстрые ударные, молодёжный вокал и чёткий бас. Ну и отсутствуют духовые инструменты.  Во всяком случае, «Ляписы» и такую версию уже несколько лет не исполняют на концертах.

Белорусская рок-группа «Ворона» сделала кавер на песню «Грай» в более простом, роковом стиле. Здесь присутствует больше акустической гитары и красивых женских напевов, коих в оригинальной версии не было. Хоть в кавере и отсутствует волынка, это не делает его хуже, т.к. гитарные партии стали отличной заменой. Ну а женский лидер-вокал и мелодичная концовка сделали песню ещё более запоминающейся.

Международный метал-проект Amely Sky (Украина, Финляндия, Россия) записал нестандартный кавер на песню «Принцесса». Необычные сочетания в куплетах и припевах приводят некоторых в недоумение. Вроде бы изначально присутствует мелодичный вокал, оригинальные электронные вставки, а потом всё это сменяется диким женским рёвом, который совсем странно звучит с электронными ударными и перегруженной гитарой.

После прослушивания кавера «Я верю» от российской группы «Беспроводной kit» кавер от группы «Пионерлагерь Пыльная Радуга» уже абсолютно не кажется ни депрессивным, ни психоделичным, ни каким либо ещё. Даже не сразу понятно, что это звучит ставшая уже хитом «Я верю». Многочисленные эксперименты с аранжировкой и нестандартными вставками сделали что-то совсем непонятное. Пожалуй, самый слабый кавер, хоть и самый разнообразный.

Ещё один белорусский кавер — «Вернись» на белорусском языке от группы Kurt Roll. Унисонные бэк-вокалы в припеве (чем-то напоминающие и версию группы «Пани Хида»), мычание коров в куплетах и исполнение в стиле группы IQ48, и отсылка к рабочему названию песни — Baby, please — не самая трудовая работа, но даже эти оригинальные решения не сильно дают выделиться среди остальных каверов.

Закрывает трибьют украинская группа Lazy Fingers с мощным, революционным кавером на песню «Броненосец». Этот кавер также можно было бы смело «закидывать» в основную часть диска. Динамичные электронные вставки, речитативы и ломанный ритм композиции добавили треку просто небывалой энергетики. И всё это ещё и на украинском языке! Пускай, многим и не нравится такой стиль, но, возможно, этот кавер во многом переплюнул оригинал.

В целом, первая часть «Lyapis Crew ТРУбьют» больше напоминает солянку со странным расположением песен. Но, с другой стороны, организаторам было очень трудно тематически отобрать три десятка треков. В последнее время, конечно, на трибьюты записывают много песен. Но, по правде говоря, куда сильнее кавер-альбом слушался, если бы на нём было песен 10. А пока мы будем ждать продолжения «ТРУбьюта».

P.S. В первой части трибьюта представлены песни из альбомов: «Ранетое сердце» (1996) — 1 трек, «Ты кинула» (1998) — 4, «Красота» (1999) — 3, «Тяжкий» (2000) — 1, «Юность» (2001) — 2, «Золотые яйцы» (2004) — 1, «Капитал» (2007) — 5 (включая ска-версию песни «Евпатория» и кавер «Был в Керчи», которые, по сути, является песней «Керчь-2»), «Манифест» (2008) — 1, «Весёлые картинки» (2011) — 6, «Рабкор» (2012) — 3. Также представлен кавер на песню из сборника «Мужчины не плачут» (2006), а песня «Парагалактика» на студийных альбомах группы «Ляпис Трубецкой» не издавалась. Как видно, больше всего песен (шесть) представляют альбом «Весёлые картинки» (2011). Ни одна песня не была переиграна из альбома «Культпросвет» (2009) (последний альбом группы «Матрёшка» вышел после записи частей трибьюта).

Песни, на которые стоит обратить внимание:

Noize MC — 12 обезьян, Пионерлагерь Пыльная Радуга — Огоньки, Сергей Бабкин — Грай, Johan Meijer — Das Kapital, So4 — Железный, TT-34 — Парагалактика, Exist M — Нафта, Бумбокс & O.Torvald — Сочи, Баста — Евпатория, MoneyFest — Огоньки, Lazy Fingers — Броненосец.

HVALI.BY