Ляпис ТРУ. Часть 2

Lyapic Crew ТРУбьют Vol.2 (2014)Вышла вторая часть трибьюта к группе «Ляпис Трубецкой» под названием «Lyapis Crew ТРУбьют Vol.2». В отличие от первой части, здесь представлено меньше известных имён. «Серебряная свадьба«, J-J Bingz, «Планета Уток«, MTM, «Малыш & КарлсБерг«, PunKrotSo4 из белорусских групп исполнили свои версии песен «Ляписов». Также в трибьюте принимали участие группы из Украины, России, Боснии и Герцеговины. Примечательно, что перед выходом было решено не издавать релиз на дисках, а представить его с остальными частями на специальном плеере Lyapis Crew. Поэтому идея с бонус-треками отпала — здесь их нет. Вторая часть издания собрана более в узком стиле: практически все каверы близки к ска-панку. И почти в каждом присутствует духовая секция. Пускай по качеству созданных каверов трибьют заметно уступает первой части, но слушается намного легче благодаря своей целостности. Но скучнее, к сожалению.

Открывает новый релиз яркий кавер на песню «Капитал«, который больше похож на ремикс. В принципе, ремиксом эта версия от части и является: взглянуть хотя бы на название — «Ляпис Трубецкой & Dubioza Kolektiv«. И действительно, темп песни не изменился, первый куплет и припев исполняет Сергей Михалок. Но, наверное, немногие знают, что Dubioza Kolektiv — это регги-даб группа из Боснии и Герцеговины. И самое интересное начинается со второго куплета, когда знакомые строки песни «Капитал» звучат в более игривом и ритмичном стиле на ломаном английском языке. Всё это достигает пика перед вторым припевом. К сожалению, после этого песня весьма быстро заканчивается: повторения этих забавных моментов не хватает.

Российская ска-группа Suspense Heroes Syndicate переделала песню «Керчь-2» полностью под свою стилистику, убрав из неё все отличительные особенности и ритмичность оригинала. Трек стал более весёлым, быстрым и простым. Также немного добавлены элементы регги в последнем проигрыше.

Российская группа «Детские игры«, которая не так давно прекратила своё существование, представила кавер на песню «Облака«. Музыканты разбавили песню поп-панк вставками и сделали больший упор на духовую секцию, записали более яркое, пускай и простое соло. Ритмичность оригинала никуда не пропала, но зато куда-то подевалась вся мелодичность из припева. Жаль, что пока никто никто не сделал кавер на «Облака» в стиле концертной версии группы «Ляпис Трубецкой», когда часть партий вокала исполнял Павел Булатников, от чего песня стала очень романтичной.

Группа «Чилинтано» сделала более стилизованный кавер на песню «Лабухи«: получился настоящий кабацкий шансон, жёсткий, с живыми вставками (складывается ощущение, что слушаешь песню в каком-то баре живьём), но предельно искренний. Пожалуй, так трек следовало записать и в оригинале. По крайней мере, хрипота вокалиста намного лучше гармонирует с текстом, чем исполнение Сергея Михалка в оригинальной версии.

Белорусская кабаре-группа «Серебряная свадьба» записали один из самых ярких каверов трибьюта. С одной стороны, они пошли простейшим путём: сделали песню «Ласточки» полностью в своей непередаваемой стилистике, но, с другой стороны, трек слушается с абсолютно новыми впечатлениями. Во-первых, всё звучит, как в сумасшедшом доме. Во-вторых, текст переведён на французский, что вызывает добрый смех. А ещё всё это сопровождается диким смехом на фоне, пением хора и ржанием лошадей. Когда вступает вокалистка группы Светлана Бень, то складывается ощущение, что ты смотришь клип, где она пролетает перед камерой в космосе. Ну а за ней хор и лошади, о которых указывалось выше.

Белорусская группа  J-J Bingz переработала песню «Юность» в стиль поп-панк. Теперь вся грусть оригинальной версии песни потеряна. Получился такой молодёжный кавер. Ну или кавер для молодёжной свадьбы. В общем, такой вариант отлично подойдёт для корпаративов или выпускных вечеров. Т.е. доли примитивности, присущей для весьма кризисного альбома «ляписов» 2001 года здесь нет. В припеве гармонично звучит вокал, а также в песне появились приятные бэки: «Ооо, горько!» и т.д. В один момент кажется, будто что-то старенькое сейчас заиграет перед соло, но всё это резко сменяется заводным темпом кавера. Порадовала и концовка на акустической гитаре: ощущение, что смотришь на молодого, упитанного Серёжу Михалка в клипе «Юность» группы «Ляпис Трубецкой».

Украинская блюз-панк-фольк группа «Брати Гадюкiни» сделала кавер на песню «Ты кинула«. Более спокойный вариант трека содержит оригинальные рифмы с небольшими изменениями текста: «Я ласкав твою тупорылую собаку«. Ах, да: песня переведена на украинский язык! А вот всё остальное — на любителя. Но заценить, безусловно, стоит.

Известная российская группа «Элизиум» записала свою версию песни «В платье белом«. Получился заводной кавер, под который, безуслоно, было бы приятно оторваться на концерте. Отличительных особенностей не так много, но, к примеру, добавлены клавиши. А также весьма приятно слушается более чёткий по сравнению с Михалком вокал.

Барановичская группа «Планета уток» выбрала для трибьюта интересный трек «НЛО«, который был сделан тоже весьма необычно. Если бы «Ляписы» исполняли эту песню в 2004-2005 годах, то она бы звучала именно так. Надрыв в голосе вокалиста очень гармоничен к такой версии. Хорошо слушаются вступления из-за тактов, а также оригинально звучит и саксофон, который заменил традиционный для «ляписов» тех годов духовой дуэт трубы с волторной. Вот только грустно становится в последнем куплете с гитарным проигрышем. Возможно, стоило более развить эту меланхолию в последней части песни, а то из-за резкого обрыва и противопоставлений весёлой музыки и грустного вокала теряется вся гармония.

Российская группа The Benders в своём кавере на песню «Рыбка золотая» больше обыграла духовые, нежели гитару, которая была в оригинале. Такой вариант песни отлично звучал бы где-нибудь в казино. Но в этой просто песне не так уж и просто развернуться: поэтому больше ничего примечательного в кавере, пожалуй, и нет.

Белорусская группа MTM записала кавера на песню «Саяны«. И это, пожалуй, лучший кавер трибьюта. Как бы банально не звучало, но оригинал трека «Саяны» просто нервно курит в сторонке. Из унылой песни ребята сделали настоящий хит, с небывалой искренностью и душой. Наверное, стоило такой хороший труд в рецензии расписать поподробнее, но он настолько хорош, что и добавить больше нечего.

Российская группа «Карл Хламкин и ОгнеОпаснОркестр» выбрала не самую хитовую и не самою простую именно для кавера песню «Эта девочка«. При этом у них получилось сделать достойный вариант: здесь больше грубости, нервозности в вокале, а также чёткие ударные. Поэтому кавер в чём-то получился даже лучше оригинала.

Российская группа SKAmboDja выбрала для кавера песню «Рамонкi«, за что им особый респект. Здесь более чистые гитары и больше духовых. Присутствуют интересные проходы на ударных по бас-бочке. Примечательно, что российская группа исполняет песню на белорусском. И вокал звучит очень искренне и приятно. И всё это гармонично сопровождается таким же приятным бэк-вокалом, который присутствовал только в припеве. Порадовала и оригинальная вокальная концовка со специфическим звуковым эффектом.

Российская ска-панк группа Monkey Business записала грубоватый кавер песни «Не давай«. Здесь больше надрывной бас-гитары, а также больше духовых, которые, к слову, похожи на духовую секцию «ляписов» последних лет. В вокале не хватает атаки, хотя это мнение сразу же меняется после припева, который звучит ближе к хардкору. Но вот чуток не хватает перегруза в гитарах. Немного изменилась и мелодия. Отдельно стоит отметить бэк-вокал, характерный для ска-панка: записаны стёбные вставки, которых в версии «ляписов» не было: «Позволяла в губы себя целовать«, а на фоне музыканты подпевают: «Половые, е-е!». 

Александр Муратовский в своём кавере на песню «Голуби» показал не самое лучшее: немного смазливый вокал как в куплетах, так и в припеве, немного изменённую партию гитару — в общем, кавер мало чем отличается от оригинала. Разве что ещё присутствуют ска-вставки в виде духовых в припеве и более продуманный проигрыш, который, однако, совсем не цепляет.

Группа Ска’n’ворд выбрала песню «Огоньки«. Сложно описать этот замысловатый кавер, пускай «Огоньки» и лидируют по количеству сделанных на неё каверов. Наверное, такое впечатление складывается потому, что в песне получился немного ломаный ритм в вокале и на ударных, а также немного изменена мелодия. Записано и более разнообразное соло, от которого песня, к сожалению, разнообразие потеряла. Правда, сделана небольшая попытка это исправить в проигрыше, но всё резко возвращается на свои места в очередном припеве.

Российская группа «Ля-Миноръ» записала забавный кавер на песню «Принцесса«. Такое ощущение, будто бы поёт Фрэнк Синатра. Отлично подошло бы в качестве саундтрека к фильму «Стиляги», например. В общем, можно смело где-нибудь играть этот кавер в ресторане и выдавать за свой трек. Особенно приятно слушается ненапряжное соло на саксофоне — хороший трек для релакса. Но в общей массе, к сожалению, этот кавер теряется. Видимо, его стоило подвинуть куда-нибудь пониже в трек-листе трибьюта.

Российская группа «Кресси» записала космический кавер на песню «Золотые яйцы«. Сначала вступают космические клавиши — прям-таки техно. Потом вступает такая же неземная гитара. А ближе к куплетам всё становится ещё веселее. Но сами куплеты и припев не шибко отличаются от оригинала, а звук очень уж сухой. Хотя присутствуют некие нотки космоса.  Позже, правда, вступает космическое соло. А завершается всё странной вокальной вставкой. Инопланетной, естественно.

Российская группа The Dead President в качестве кавера выбрала песню «Евпатория«. Необычно слышать чуть более жёсткие гитары и обыгранное вступление в такой версии. Приятно звучит и баянно-аккордеонная вставка в начале трека. Всё остальное, включая духовую секцию, повторяет версию «ляписов» 2007 года песни. Если не считать мелких особенностей, которые особо не выделяются — такой вот незамысловатый кавер получился.

Российская группа ValieDollz в кавере на»Сочи» использовала более живой ритм исполнения и сделала больше упора на гитары. Их ритм звучит агрессивнее, нежели в оригинале. Духовые в кавере, хоть и присутствуют, но больше спрятаны на фоне.

Российская группа «Манифест-inc» переделала песню «Некрасавица» ближе в сторону гранжа: особенно это заметно по жестковатой гитаре и суровому медиаторному бас. Хотя припев звучит более в стилистике поп-панка, особенно когда вступают духовые. В целом, не хватает каверу жёсткости, хотя такая идея весьма чётко прослеживается.

Российская группа «Парнас Дыбом» сделала настоящий шедевр из простенькой, казалось бы, песни «Паренёк под следствием«: блатная скрипка, еврейские мотивы, небольшой хор — всё это приводит в небывалую грусть. Всё исполнено в духе и в лучших традициях американской группы Golem. Получился ещё один сумасшедший, в хорошем смысле, кавер. И солирующая скрипка просто заставляет пуститься в пляс — плюс ко всему, всё это разбавлено неплохой, пускай и простой гитарой, а также бубном. Заканчивается песня так же эпично, как и начинается: скрипкой и хором.

Беларусы «Малыш & КарлсБерг» сделали не самый оригинальный кавер, выбрав песню «Пастушок«. Добавлено много духовых. А также трек записан в один вокал в сравнении с версией «ляписов» (в студии песню исполняли Сергей Михалок и Александр Ролов). В итоге получился стандартный, типичный ска-панк, коего на трибьюте много. И от которого, к сожалению, к концу прослушивания релиза сильно устаёшь, даже если слушаешь не в первый раз. Можно отметить, разве что, замену задорного напева в конце на духовую вставку. Правда, очень сокращённую.

Белорусские панки PunKrot сделали кавер на песню «Лучше, чем в Париже«. В их варианте она называется «Лепш, чым у Парыжы» — текст, понятное дело, переведён на белорусский язык. Честно говоря, ребята особо не заморачивались, но смогли сделать при этом оригинальный кавер. В их версии большой упор был сделан в сторону панк-рока. Плохо, что вокал немного смазывает впечатление от текста: хуже и сложнее воспринимается на слух, в отличие от русского варианта. Зато замечательно звучит лид-гитара на фоне в припеве, а также гитарное соло, которое по духу больше напоминает игру нынешнего лидера N.R.M. Пита Павлова. Только игру в его лучшие годы, когда он ещё не заморачивался по поводу «европейского звучания».

Российская группа «После Вчерашнего» записала песню «В платье белом«. В данный кавер также добавлено много духовой секции и бэк-вокала. Песня получилась более быстрой и весёлой. Правда, не совсем понятны некоторые замирания музыкального аккомпанемента. Но этот кавер отлично звучит в качестве предзавершающего трека. Но Фрэнк Синатра «Ля-Миноръ» здесь смотрелись бы лучше. Тем не менее, искренняя вставка на саксофоне и пианино звучат очень в тему. 

Белорусский рэпер So4, который уже знаком нам по первой части трибьюта, представил кавер на песню «Грай» — и это самый не концептуальный кавер для трибьюта. Жаль только, что куплеты на русском языке. Возможно, будет интересно для русскоязычных слушателей, кто не особо понял смысл оригинальной версии «Грай». Здесь всё разложено по полочкам, больше фактов и действий, но не затянуто, в меру, ёмко и чётко — более развита тема оригинала по тексту. Немного слабоват вокал, больше жестокости в бридже сделали бы трек сильнее. И не хватает какого-то резкого перехода между куплетами и припевами. Есть и небольшая критика в сторону фанатов «Ляписов». Зато последний бридж звучит всё-таки по-белорусски. И звучит это мило.

Песни, на которые стоит обратить внимание:

Ляпис Трубецкой & Dubioza Kolektiv — Капитал, Чилинтано — Лабухи, Серебряная свадьба — Ласточки, Брати Гадюкiни — Ты кинула, MTM — Саяны, SKAmboDja — Рамонкі, Ля-Миноръ — Принцесса, Парнас дыбом — Паренёк под следствием, So4 — Грай

P.S. Во второй части трибьюта представлены песни из альбомов: «Ранетое сердце» (1996) — 3 трека, «Ты кинула» (1998) — 5, «Тяжкий» (2000) — 1, «Юность» (2001) — 4, «Золотые яйцы» (2004) — 4, «Капитал» (2007) — 4 (включая ска-версию песни «Евпатория»), «Манифест» (2008) — 1, «Весёлые картинки» (2011) — 2. Также представлены два кавера на песни из сборника «Мужчины не плачут» (2006) Как видно, больше всего песен (пять) представляют альбом «Ты кинула» (1998). Ни одна песня не была переиграна из альбомов «Красота» (1999), «Культпросвет» (2011), «Рабкор» (2012) на второй части трибьюта (последний альбом группы «Матрёшка» вышел после записи частей трибьюта).

HVALI.BY