Михася Лынькова, который получил звание Народного писателя БССР в 1962 году, знают практически все. А если не его лично, то его повесть — «Миколка-паровоз». С другой стороны, многие считают его автором одного произведения, в то время как остальное творчество не заслуживает внимания. Так ли это на самом деле?
Биография Михася Лынькова
Михась Лыньков родился в деревне Зазыбы Витебской области в семье железнодорожника 30 ноября 1899 года. Его семье приходилось довольно много разъезжать и часто менять место жительства из-за специфики работы. Но вскоре отец Лынькова получил должность путевого обходчика и семья наконец осела недалеко от деревни Старое Село (под Рогачевом). Тут будущий писатель пошел в школу. Учился он хорошо и по окончании школы ему подарили книгу Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
После школы Михась поступил в Рогачевскую школу при учительской семинарии, а по ее окончании и в саму семинарию. Учился он прилежно, но денег на жизнь не хватало, поэтому будущий писатель подрабатывал на железной дороге, а также давал частные уроки. В 1917 году окончил Рогачевскую учительскую семинарию.
В 1919 году был призван в армию и участвовал в советско-польской войне. Демобилизован в 1922 году. В это время умирает его отец и трагически погибает мать. На руках Лынькова оказываются младшие брат и сестра, о которых он должен был заботиться.
После демобилизации некоторое время работал учителем в деревне Липиничи, а потом редактором ежедневной бобруйской газеты «Камуніст». Стоит отметить, что в газете в то время печатались материалы сразу на четырех языках — русском, белорусском, украинском и идиш. Сам Лыньков провел большую работу по улучшению издания. Именно при нем в газете стало выходить специальное литературное приложение «Вясна». Именно благодаря этому, дорогу в литературу получили Сергей Граховский, Василий Витка, Борис Микулич и другие писатели. В те же годы Лыньков выступил инициатором создания бобруйского отделения литературного объединения «Молодняк».
В 1927 году женился на еврейке Ханне Аренковой и чуть позже у них родился сын Марек. В 1930 году писатель переезжает в Минск, где устраивается на работу в Государственное издательство БССР.
В 1933 году становится редактором литературного журнала «Полымя рэвалюцыі». На этой должности он работает до 1941 года. Бытует мнение, что именно благодаря этому журналу удалось защитить многие произведения белорусской литературы и их авторов от сталинских репрессий. В 1938 году Лыньков возглавляет Союз писателей БССР.
После начала войны Лынькова назначают редактором фронтовой газеты «За Савецкую Беларусь». Эту должность он занимает до 1942 года.
К сожалению, во вторую мировую войну сына и жену Лынькова расстреляли немцы. Этому печальному Янка Мавр событию посвятил свой рассказ «За что?».
В 1943-1946 и в 1949-1952 годах Лыньков — директор Института литературы, языка и искусства АН БССР.
После войны писатель активно участвует в общественной жизни, занимается расследованием нацистских преступлений в Минске, участвует в заседаниях ООН в США.
Умер народный писатель Беларуси в 1975 году. Похоронен в Минске на Восточном кладбище. По завещанию Лынькова, значительная часть от его сбережений досталась детскому дому.
Творчество Михася Лынькова
Первое стихотворение Лынькова опубликовано в 1919 году в смоленской газете «Борьба». А первые прозаические произведения автора появились в 1926 году и носили автобиографический характер — «З пражытых год» и «Гой». Именно «Гой» можно назвать первым значительным произведением писателя. Оно носит гуманистический характер и призывает к единению людей, независимо от религии или национальности. Кстати, «Гой» стал первым белорусским рассказом, который услышал Василь Быков.
Первый сборник рассказов писателя вышел в 1927 году.
Творчество Лынькова делят на два периода. Первый период в основном посвящен гражданской войне, быту белорусских деревень и небольших городов. Писатель заострял внимание на процессах, которые происходят в обществе после революции, как изменяются люди. К этому периоду относятся (кроме упомянутых выше) произведения «Чыгунныя песні», «Над Бугам» (все 1927), «Радо», «Маньчжур», «Кларнет», «Беня-балагол» (все 1928) и другие. Наблюдается переход от чисто «молодняковских» произведений к авторским.
Второй период творчества Лынькова посвящен быту крестьян и железнодорожников. Этот период начинается с 1930-х годов. Несмотря на свои «пролетарские обязанности» автор даже в идеологические произведения старается включить часть правды. Например, в повести «Саўка-агіцірнік» (1932), посвященной коллективизации, автор рассказывает историю из личного опыта, о том, как добросовестного человека исключили из колхоза только за то, что он говорил правду. Опасаясь репрессий за правду Лыньков даже сделал пометку в произведении — «Крупский район», указывая то место, где это произошло.
В это же время Лыньков пишет еще одно похожее произведение — «Світка» (1932) — о людях, которые разочаровались в колхозах.
Возможно, чтобы как-то загладить свою вину, писатель после этого пишет несколько «идеологически правильных произведений» — например, повесті «Баян» (1933), «Салавей-разбойнік» (1932). Оба произведение носят агитаторский характер.
В середине 1930-х Михась Лыньков пишет произведения для детей и подростков: «Пра слаўнага ваяку Мішку і яго слаўных таварышоў» (1935) и «Міколка-паравоз» (1936).
В 1939 году писатель участвует в походе в Западную Беларусь, что отражается на его творчестве. Выходит сборник рассказов «Сустрэчы» (1940), главной темой которых стала как раз Западная Беларусь. В этих произведениях писатель продолжает поддерживать «идеологическую линию партии», не допуская инакомыслия.
Во время войны писатель переключается на военную тематику: «Васількі», «Ірына», «Дзіцячы башмачок», «Недапетыя песні», «Пацалунак», «Астап» и т.д. Эти произведения характеризуются примитивностью показа войны.
После войны пишет свое самое масштабное произведение, сегодня практически забытое — роман «Векапомныя дні» в четырех книгах (1949-1956). Роман, по идее, должен был стать в один ряд с «Войной и миром» Льва Толстого (судьба народа в войне 1812 года), «Тихим доном» Шолохова (судьба народа во время революции), так как «Векапомныя дні» — роман о судьбе народа во время Второй мировой войны. В нем описывается быт людей на оккупированных территориях, жизнь партизан. Но, опять же, из-за идеологических преград писателю не удалось показать правду войны. Вероятно, он сам ограничивал себя в этом. В итоге роман получился возвышенно-пафосным, воспевающим подвиг советского народа. А таких книг в то время и так создавалось огромное количество. И роман затерялась на их фоне.
В 1956 году произведение «Міколка-паравоз» было экранизировано.
В 1981-1985 годах, уже после смерти писателя, вышло полное собрание его сочинений в 8 томах.
Что почитать из творчества Михася Лынькова
Повесть:
- «Міколка-паравоз»
Рассказы:
- «Гой»
- «Радо»
- «Маньчжур»
- «Світка»
- «Саўка-агіцірнік»
Награды и память. 3 ордена Ленина (1949, 1955, 1969). 3 ордена Трудового Красного знамени, Орден Красной звезды, Орден Октябрьской революции. Лауреат государственной премии БССР имени Я.Коласа за роман «Векапомныя дні» (1968).
В 1999 году выпущена юбилейная монета Национального Банка Республики Беларусь, посвященная 100-летию со дня рождения Лынькова.
В 2011 году в Бобруйске учреждена специальная премия городского исполнительного комитета имени писателя Михася Лынькова.
В Минске, Бобруйске и Пинске существует улица имени Лынькова. Именем Лынькова назван тепловоз ТЭП70-0381 из локомотивного депо Орши.
Статьи о других народных писателях Беларуси:
- Кондрат Крапива (1956)
- Иван Мележ (1972)
- Иван Шамякин (1972)
- Андрей Макаенок (1977)
- Василь Быков (1980)
- Янка Брыль (1981)
- Иван Чигринов (1994)
- Иван Науменко (1995)
- Николай Чергинец (2022)