Лишь 20% современных людей интересуются своей историей. Вывод этот сделан не по многочисленным социальным исследованиям (в которых, естественно, каждый захочет сказать, что он историей интересуется), а по личному опыту. В классе, в котором автору этого материала пришлось учиться, большинство изучали историю Беларуси только в рамках школьной программы, не вылезая за ее границы. Да и зачем, если и этого вполне хватало для того, чтобы получить заветную 5 (10).
ИМХО, предмет истории в школе создан вовсе не для того, чтобы все мы знали назубок самые важные даты. Не имеет никакого значения сегодня, в каком году произошел третий раздел Речи Посполитой, или когда произошла битва на Синих Водах. Важно, что и то, и то — уже свершившийся факт. И задача истории, как школьного предмета, заинтересовать школьников, заставить их проникнуться чувством гордости за прошлое своей страны, или, наоборот, чувством стыда, чтобы то постыдное, что произошло в истории, никогда более не свершилось.
Но в наших средних образовательных учреждениях этого не понимают. В основном курс истории ограничивается именно учебником. Хорошо, если преподаватель попадается эрудированный и сам может рассказать что-то интересное, а если нет? Любые, даже заученные назубок даты, вскоре выветриваются из головы. Также, как и имена, и события, если они казались вам неинтересными. И в голове останутся малозначительные факты — да, было Полоцкое княжество, потом ВКЛ, потом Речь Посполитая. Когда-то мы там победили тевтонцев, потом татар, потом нас кто-то почему-то разделил…
В итоге мы видим человека, который ничего толком не знает о своей стране. И для него абсолютно безразлично, жить в Беларуси, в России, или в любой другой стране. Да, он может оправдаться, что просто хочет уехать туда, где лучше жить. Он не хочет менять саму страну, в которой живет и в которой родился. Зачем? Ведь для человека, который не знает свою историю, все страны одинаковы и отличаются друг от друга только языком, названиями и законами.
К тому же банальное незнание истории влияет и на современный мир. Многие историки западнорусисты сегодня продвигают популистскую идею, что ни Беларуси, ни, тем более, беларусов вообще не существовало до присоединения территории нашей страны к Российской Империи. Мол, тут жили одни деревенские люди, без своей культуры. А все дворцы и храмы с 13 до 18 века были построены польскими захватчиками. Если человек плохо знает историю, он запросто примет такую точку зрения. И в итоге придет к выводу, что Беларусь просто не может быть самостоятельным, независимым государством.
Подобных примером можно привести много. Не говоря уже о том, что незнание истории просто порождает комические ситуации (Скорина — основатель Петербурга).