Оскар-2023. Обзор премии и краткие итоги

Оскар 2023

В Лос-Анджелесе завершилась 95-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар». Фильмом года стала абсурдистская драмеди «Всё везде и сразу». Лента собрала в общей сложности семь наград, включая за режиссуру, сценарий, женскую роль (Мишель Йео) и др. Йео также стала первой актрисой азиатского происхождения, взявшей статуэтку в этой категории.

Оскар больше не будет прежним

Помните, когда в 2020 г. нам всем объявили о пандемии коронавируса, СМИ сразу же стали говорить «Мир больше не будет прежним». Хотя еще ничего не было ясно насчет источников вируса и его опасности. Но мысль, что мир изменился навсегда, транслировалась очень-очень настойчиво и не могла не укорениться в мозгах людей.

Мир действительно изменился. А вчерашний Оскар доказал, что и Киноакадемия изменилась навсегда. И изменения эти вовсе не в лучшую сторону. Потому что из кинопремии Оскар окончательно превратился в премию идеологическую.

Лучшим фильмом года объявлен «Всё везде и сразу», фильм забрал 7 статуэток, включая призы за сценарий, режиссуру и три актерские премии. Этот фильм изначально был объявлен одним из главных фаворитов, так как его провозгласили инновационным скачком в мир нового кинематографа. Концепция мультивселенных якобы привнесла в кино нечто новое и станет основой киноискусства 2020-х.

Однако лично я до последнего не верила в победу этой картины из-за ее содержания и идеологии, которую она транслирует. Если отмести в сторонку красочность и динамичность кадров, яркие костюмы, неожиданные визуальные образы, блестки и прочую мишуру, то выяснится, что «Всё везде и сразу» — это ода лузерству. Эта картина прославляет ничтожность и никчемность. Она говорит людям: не рыпайтесь, сидите на своем месте, ничего не делайте, ни к чему не стремитесь, потому что ничего не имеет значения. Живите своей обыденной жизнью, подавляйте свою неудовлетворенность (а она у вас точно будет, вы же ничегошеньки не делаете, чтобы быть удовлетворенными!) и говорите спасибо за то, что есть.

Все везде и сразу
Все везде и сразу

Картины с таким посылом уже активно снимаются и прославляются последние лет 5 как минимум. И одна из них уже становилась триумфатором Оскара — в 2021 г. «Земля кочевников».

С победой «Всё везде и сразу» стало очевидно, что это был не единичный случай и такие ленты действительно станут идеологической доминантой ближайшего десятилетия.

Говоря о том, что Оскар испортился, потому что стал идеологической премией, а не кинематографической, мы, конечно, слегка привираем. Оскар всегда имел очень сильную идеологию. Но раньше ценности, которые проповедовала эта премия, были намного более разнообразны и общественно ценны. Это становится очевидно, если проанализировать победителей прошлых лет.

Оскар всегда ценил ленты, рассказывающие оптимистичные красивые истории, призывающие зрителя верить в добро: «Миллионер из трущоб», «Король говорит», «Властелин колец: Возвращение короля», «Артист», «Форма воды», «Зеленая книга»…

Ценил ленты, рассказывающие о людях, которые борются, добиваются целей и преодолевают трудности: «Гладиатор», «Малышка на миллион», «Игры разума», «Арго», «12 лет рабства»…

Особо отмечал реалистичные, жестоко критикующие сущность современного общественного устройства ленты: «Столкновение», «В центре внимания», «Лунный свет», «Паразиты»…

И, конечно же, ценил истории, раскрывающие сложную противоречивую сущность человеческой природы: «Отступники», «Старикам тут не место», «Повелитель бури», «Бёрдмэн», «Чикаго»…

Однако… Нам же сказали, что мир больше не будет прежним, значит, и ценности должны измениться. Оскар дает нам четкий ориентир в представлениях о том, что устанавливается в качестве нового идеологического ориентира:

  1. Имидж важнее сущности. Объективности в нашем с вами мире и тем более мировосприятии никогда не было. Но сейчас о ней вообще предлагают забыть. «Всё везде и сразу» журналисты и критики провозгласили прорывным уникальным фильмом, значит, так и есть. И неважно, что амбициозная концепция мультивселенной свелась к давно пережеванному постулату о разных вариантах жизни в стиле «Эффект бабочки» и «Господин Никто».
  2. Идея важнее содержания. Мир прямо сейчас хаотично пытается выработать новый баланс между свободой слова и тотальным контролем информации. Кинематограф и Оскар по этому вопросу уже выработали правило: пускай в фильме происходит все что угодно, главное, чтобы базовые идеи были такие как надо. Пускай большая часть «Всё везде и сразу» — это набор нелепостей, пошлостей и драк. Главное — это идея!И пусть актеры, получающие награды, содержательно не исполнили ничего особенного, главное, чтобы они были носителями нужной идеи. Например, что азиаты восхитительно хороши в актерском мастерстве, что женщины за 50 «могут» или что снисходительный Оскар прославляет жертв а-ля Брендан Фрейзер…
  3. Старое кино умерло. История кинематографа — это всегда история смены поколений кинематографистов. Новое поколение сменяет стариков и привносит в киноискусство нечто новое. Оскар «Полуночного ковбоя» в 1969 г. провозгласил декаду независимого кино о реалистичных антигероях и жизненных трудностях. Победа «Молчания ягнят» 1992 г. заявила об открытости кинематографа к жестокому режиссерскому кино, эстетизирующему насилие. Что говорит нам победа «Земли кочевников» и «Всё везде и сразу»?

Оскар 2023Что новое кино — это кино, обращенное к темам одиночества, заброшенности в мире, психического здоровья, проработки эмоциональных травм, признания вины, прощения, осмысления сущности семейных взаимоотношений, противопоставления человека социальным нормам и поиска ответа на экзистенциальные вопросы. Кино 2020-х — это погружение в мир эгоизма. Человек исследуется как «вещь в себе», максимально оторванная от социально-экономических и материальных вопросов и сосредоточенная на собственных переживаниях и межличностных контактах. А… ну и еще нужно четко понимать, что 2020-е — это десятилетие женского кино.

Так что да, «CODA: Ребенок глухих родителей», «Всё везде и сразу» и «Земля кочевников» с их историями о женщинах, которые осмысляют свое положение в мире, пытаются справиться со своей жертвенной позицией и выстраивают отношения внутри семьи, — это то, что отныне ценно для Оскара. Старикану Спилбергу с его историей про мальчика, который вознамерился покорить Голливуд, на будущее нужно учесть — кино отныне должно быть про страдающую жертву (желательно женского пола), которая решает не покорять Голливуд, а «страдать, любить и быть любимой».

Помните, в «Острове проклятых» герои проезжали кладбище психушки и там была плита с надписью «Помните нас, ибо мы тоже жили, любили и смеялись». Новое оскароносное кино как раз решило рассказывать истории вот таких вот страдальцев, которые просто живут, любят, смеются и умирают.

Если вам это все не по вкусу, не расстраивайтесь. Уже через несколько лет доминировать будет прямо противоположное кино. Так было и так будет. Ибо, как говорила Алиса Льюиса Кэррола, «Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно».

Главные победители «Оскара-2023»

Лидер по количеству статуэток в этом году — хулиганский боевик «Всё везде и сразу» (семь наград из одиннадцати номинаций, в том числе как лучший фильм).

Второе место по количеству статуэток занял «На Западном фронте без перемен» — из девяти номинаций он получил четыре награды. «Банши Инишерина» Мартина Макдоны тоже претендовал на награды в девяти категориях, но оказался без статуэток, как и фильм Стивена Спилберга «Фабельманы».

Всего проекты студии A24 получили за эту ночь девять статуэток. Академики также оценили драму Даррена Аронофски «Кит», тоже созданную A24. У Netflix же шесть статуэток: четыре за «На Западном фронте без перемен», в том числе за лучший иностранный фильм, пятую присудили анимации «Пиноккио Гильермо дель Торо», шестую — документальному короткому метру «Заклинатели слонов».

Лучший фильм: «Всё везде и сразу»

Все везде и сразу
Все везде и сразу

Абсолютный лидер среди прогнозов зарубежной прессы. Помимо этого, «Всё везде и сразу» стал самым кассовым фильмом независимой студии A24, собрав в прокате 106 млн долларов.

Это история максимально уставшей Эвелин (Мишель Йео), которая вместе с непутевым мужем (Ке Хюи Куан) держат прачечную. Во время разборок в налоговой она случайно узнает, что муж может перенести ее в другие измерения. Выясняется, что из всех своих версий наша Эвелин — наибольшая неудачница. При этом именно она может спасти мультивселенную от непонятного зла.

Другие номинанты

  • «Тар»
  • «Аватар: Путь воды»
  • «Топ Ган: Мэверик»
  • «Фабельманы»
  • «Элвис»
  • «На Западном фронте без перемен»
  • «Банши Инишерина»
  • «Говорят женщины»
  • «Треугольник печали»

 

Лучший режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, «Всё везде и сразу»

Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Режиссерский дуэт, начинавший с клипов для DJ Snake и Foster the People, добрался до главной кинонаграды. Перед «Оскаром» им вручили премию Гильдии режиссеров Америки (выбор гильдии практически всегда совпадает с решением киноакадемиков).

Полнометражный дебют Дэниэлов «Человек — швейцарский нож», драма с Полом Дано и Дэниэлом Рэдклиффом, получил приз за режиссуру на фестивале «Сандэнс». Во «Всё везде и сразу» заслуга Дэниэлов в смешении жанров — научной фантастики о метавселенных с семейной драмой, сюрреалистичной комедией и боевиком.

 

Лучшая мужская роль: Брендан Фрейзер, «Кит»

Брендан Фрейзер

Победа Брендана Фрейзера — красивая история возвращения звезды рубежа 1990-х – 2000-х («Джордж из джунглей», «Мумия», «Путешествие к центру Земли»). В 2010-х он практически пропал с экранов из-за проблем со здоровьем. На его карьеру повлияло и то, что на мероприятии 2003 года актера домогался Филип Берк, тогдашний президент Голливудской ассоциации иностранной прессы (оскандалившиеся организаторы «Золотого глобуса»). Ассоциация внесла актера в блэк-лист, а вслед за ней и голливудские продюсеры. Лишь в 2018 году Фрейзер публично рассказал о случившемся инциденте.

И только в 2022-м он вернулся в большое кино с драмой «Кит», где сыграл 270-килограммового профессора литературы Чарли, страдающего от депрессии. После показа на Венецианском фестивале зал 6 минут стоя аплодировал актеру, что довело Фрейзера до слез. До «Оскара» Фрейзера наградили Гильдия актеров Америки и жюри премии «Выбор критиков».

 

Лучшая женская роль: Мишель Йео, «Всё везде и сразу»

Мишель Йео

Мишель Йео, сыгравшая хозяйку прачечной Эвелин, стала первой победительницей азиатского происхождения в категории «Лучшая актриса». Это также ее первая номинация на «Оскар». Родившаяся в Малайзии китаянка Йео приобрела популярность в Гонконге и только потом отправилась покорять мировую сцену. «Всё везде и сразу» — первый голливудский фильм, где она сыграла главную роль. Мишель в основном была известна по второстепенным ролям в фильмах «Завтра не умрет никогда», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Безумно богатые азиаты».

Важный нюанс: первой азиаткой, номинированной как лучшая актриса, можно было бы считать Мерл Оберон, отмеченную в 1936-м за драму «Темный ангел». Ее мать была представительницей маори и коренных народов Шри-Ланки, но актриса скрывала свое происхождение.

 

Лучший актер второго плана: Ке Хюи Куан, «Всё везде и сразу»

Ке Хюи КуанТот самый Коротышка из «Индианы Джонса и Храма судьбы» и звезда комедии 1980-х «Балбесы» почти на 40 лет исчез из Голливуда, чтобы вернуться с триумфом. За роль робкого мужа главной героини он получил премии «Золотой глобус» и «Выбор критиков».

 

Лучшая актриса второго плана: Джейми Ли Кёртис, «Всё везде и сразу»

Джейми Ли КёртисЭто первый «Оскар» для Джейми Ли Кёртис, сыгравшей налогового инспектора в комедии «Всё везде и сразу». Благодаря номинации она присоединилась к небольшому клубу актеров, чьи родители тоже претендовали на «Оскар». Мать актрисы Джанет Ли была номинирована за «Психо», отец Тони Кёртис — за «Скованных одной цепью». Другие участники клуба — Лора Дерн (родители — Дайан Лэдд и Брюс Дерн) и Лайза Миннелли (дочь Джуди Гарлэнд и Винсента Минелли).

 

Лучший иностранный фильм: «На Западном фронте без перемен», Германия

На Западном фронте без перемен

Первая немецкая экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка об ужасах Первой мировой войны. Премьера фильма состоялась на фестивале в Торонто, цифровой релиз — на Netflix. Экранизация вошла в топ неанглоязычных фильмов платформы. После номинации на «Оскар» и триумфа на BAFTA, где «На Западном фронте» признали лучшим фильмом, на сервисе случился очередной всплеск интереса к нему. Всего фильм посмотрели на Netflix более 150 млн часов. Режиссер — Эдвард Бергер («Германия 83», «Патрик Мелроуз»).

 

Лучший анимационный фильм: «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Пиноккио Гильермо дель ТороИнтерпретация истории деревянной куклы мрачным сказочником Гильермо дель Торо. Действие разворачивается в Италии накануне Второй мировой войны. Плотник Джепетто смастерил Пиноккио, который бы напоминал ему о сыне, погибшем во время Первой мировой. Деревянного мальчика оживляет фея (Тильда Суинтон), и он отправляется исследовать мир.

Дель Торо, любивший диснеевскую экранизацию сказки, начал работать над проектом еще в 2008-м, но производство несколько раз откладывалось. Над сценарием работал Патрик МакХэйл, автор «По ту сторону изгороди».

 

Лучший документальный фильм: «Навальный»

НавальныйИстория российского оппозиционера Алексея Навального, где он знакомится и работает с болгарским журналистом-расследователем Христо Грозевым. Во время лечения Алексея в Германии они пытаются выяснить, кто стоит за его отравлением. Лента, премьера которой прошла на фестивале «Сандэнс», получила премию BAFTA как лучший документальный фильм.

 

При подготовке публикации использованы материалы авторов и ресурсов:

pikabu.ru, Black Maria Kino
 kinopoisk.ru
 dzen.ru, KinoGeek
blog.okko.tv

HVALI.BY