Проект «Двенадцать из ХХ» Владимира Цеслера и Сергея Войченко уникальный в своей сути. Два белорусских автора изобразили в скульптурной форме яиц дюжину выдающихся личностей ХХ века, которые во многом повлияли на развитие всей культуры человечества. Каждый творец в их воображении воплотился в своей форме и выполнен из своего материала. У каждого — свои неповторимые свойства (упругость, светоотражение, вес). Но именно благодаря такому различию содержания и формы, каждое из них неповторимо, и представить себе целое столетие без этих людей невозможно. Кто-то можно заявить, что не все выбранные личности «великие», или наоборот — захотят добавить в коллекцию еще пару яиц. Но в данном случае мы имеем авторский взгляд двух творцов.
Материал для статьи взят с официального сайта Владимира Цеслера.
Концепция проекта: Человечество входит в следующее тысячелетие. ХХ век позади. Век предельного обнажения парадоксов истории человека: торжества его интеллекта, с одной стороны, и войн, неслыханных по масштабам разрушений, — с другой. Век информационного бума, нарушения любых канонов и табу. Он открыл космическую эру и поставил жизнь на планете под угрозу реальной гибели. Он подверг сомнению ценность культуры и расширил ее границы, породив целый спектр новых направлений и имен. Данный проект – результат творческого осмысления и оценки событий, произошедших в мировом искусстве ушедшего столетия. Двенадцать скульптурных портретов-образов представляют крупнейших художников ХХ века, которые выразили и во многом сформировали сознание, вкус, судьбу миллионов современников. Последующим поколениям они открываются неожиданными гранями, сообщая импульс к новым творениям. Принципиальная субъективность выбора персоналий – авторское право. Проект выстроен как система равноправных и равновеликих самодостаточных элементов, объединен общим модулем (форма яйца 210х300 мм), а также единой пространственной ориентацией. Модификация модуля (размер, материал, техника) в каждом портрете акцентирует ключевую, кардинальную идею данной персоны. Яйцо – не только одна из самых совершенных природных форм, но и символ жизни, рождения и обновления, эзотерический и мифопоэтический образ мироздания. Это контейнер сконцентрированных энергий, запечатанный до будущих открытий. ПРОЕКТ ВЕКА – одновременно прощание, благодарность и послание, точнее, посыл (не только в семантическом, но и в буквальном, “почтовом” значении) в XXI век. Идея движения во времени выражена атрибутикой почтового церемониала, что не только по сути, но и формально относит проект к MAIL-ART. Размеры каждого из объектов совпадают со стандартным почтовым листом А-4, а также яйцом динозавра и размером человеческого плода в утробе матери. Параметры были найдены интуитивно, совпадения констатированы post factum. Изготовление большинства из объектов потребовало поиска на уровне технологических изобретений. Кроме смысловой адекватности, использование high tech является дополнительным знаком времени, приметой века и адресом отправителей.
Пабло Пикассо
Материал: красное дерево
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Сообщил кубизму — системе изображения объектов одновременно с нескольких точек зрения — размах и африканскую энергию своего темперамента. Утолив жажду преодоления и борьбы, обратился к “старому” арсеналу искусства. Отношения Пикассо с классикой — феерический диалог и любовное соперничество. Его жизнь в искусстве — серия крутых поворотов, где за разностью масок — всегда узнаваемое лицо.
Марк Мерман*:
Пах или профиль африканских дев.
Резня племен. Резьба поделок-масок.
Осколки, жертвы белой расы,
Еще не позабыли свой напев.
Коррида. Коридор. И бой быков.
Там охру добывают, уколов,
Весьма осмысленно, свой палец серединный.
Еще в крови не запеклись слова.
Корове кубистической трава,
А может, и дрова – ей все едино.
Марсель Дюшан
Материал: полиэфирная смола, акрил
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Подрисовал усы Моне Лизе, усугубив святотатство неприличной надписью. Мастер художественного скандала, идеолог движения “Дада”, Дюшан сосредоточился на создании не новых вещей (произведений), а новых отношений к ним, с ними, вокруг них. Разрушил дистанцию между зрителем и произведением – провокацией прямого контакта.
Марк Мерман:
Пойдемте не в музей – на площадь,
Рынок!
О, ты, толпа, твое чутье
Естественно, когда искусство зримо,
Когда все – настоящее: шитье,
Ткань, колесо, яйцо,
Версаль, верченье.
Един и
Красочен реальный мир вещей.
А смерть – очередное превращенье, а Стикс – ручей.
Корове кубистической трава,
А может, и дрова – ей все едино.
Эндрю Уайет
Материал: сосна, пескоструйная обработка
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Одиночка, не принадлежащий ни к какому течению художник, всю жизнь писал одни и те же места, людей, вещи, которые старились вместе с ним. Его сравнивают с гиперреалистами, усматривая в обоих случаях стремление к холодной объективности фото. Однако именно авторский взгляд Уайета, придающий мощную внутреннюю динамику его картинам, породил огромную волну подражаний, в том числе в кино.
Марк Мерман:
Пройдет жучок, стволы проточит,
Родные срезы навестит.
Он сосчитает, как захочет,
Ему-то сбиться не грозит:
Короче срез, длиннее срез –
Точи, но времени в обрез.
Весь мир окружностью в две мили
Еще прекрасен, а не сир.
Каркасы, фермы и мобили –
Аграрный мир, огромный мир.
Амадео Модильяни
Материал: мрамор
Размеры: 170 x 170 x 325 мм
Личность: Поисками новых средств выражения через деформацию близок кубистам. Очарованность древнеегипетской и африканской скульптурой хранит мрамор его “идолов”. В удлиненных формах «канона Модильяни» — изящество и гибкость кипариса, дерева кладбищ. Изысканная эротика его портретов и ню подсвечена присутствием смерти — нежной сестры любви.
Марк Мерман:
Придумать самого себя, Монмартр.
Разуться, ощущая мостовые.
О, нарисуй такие лица, выи,
Едва похожие на весь парижский арт.
Как будто камень-мрамор на холсте.
Так исчезай же, время, в пустоте.
Взгляните – А.А.А. легла строфой,
Единственной, придуманной мгновеньем…
Как две подруги, слава и забвенье,
Ах, целый век молчат наперебой.
Жан Тингели
Материал: силумин, литье
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Его скульптуры — действующие машины сложной конструкции, впервые созданные человеком не для использования, а для созерцания. Образ движения, скорость и ритм, близость и отчужденность параллельного человеку мира механизмов, непреложность его жестких законов составляют поэзию механики Тингели.
Марк Мерман:
Поймешь, когда поэзия турбин
Рокочущих, вращающих,бегущих
Однажды райские заполнит кущи
Естественным скоплением машин.
Куда угрюмо нас везет Харон,
Там всюду, вероятно, никель-хром.
Вот вороненный, в кнопках «Ундервуд»,
Ему, Пегасу, вторит «Зингер»-швейник.
Как тщательно сметает стружку веник.
А век пока никак не назовут.
Владимир Маяковский
Материал: чугун, литье
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Считал себя футуристом. Колоссальная деструктивная энергия его творчества (поэзия, плакат) слилась с взрывной волной большевистской революции. Стихи Маяковского — всегда открытый вопрос: это оружие или орудие, разрушение или строительство, насилие или преобразование (природы, языка, общества…)?
Марк Мерман:
Паденье. Песня водосточных флейт.
Рев революции и реввоенсоветы.
О люмпены, им у огня теплей.
Естественно сжиганье и поэту.
Кристально чист промерзших звезд плевок.
Ты кто? Палач? Пилат? В ответ кивок.
Верти нагана черный барабан,
Есть чет и нечет, только чет и нечет.
Какие путы рвутся у раба!
А у виска свинцу теплей и легче.
Сальвадор Дали
Материал: бронза, позолота
Размеры: 180 x 220 x 300 мм
Личность: Классик сюрреализма, течения, придавшего универсальный масштаб метаморфозе -закону формообразования мира снов и подсознательной сферы. Умение превращать в золото цветы и мусор своей жизни ставит Дали в ряд великих адептов алхимии. Традиционное для этой профессии определение “шарлатан» только подтверждает принадлежность художника к старинному цеху.
Марк Мерман:
Печально. Солнце разлилось желтком.
Рим пал. С камней стекают циферблаты.
Оса в атаке штыковой. Распятый
Естественным казался сверху. Дом
Кренился, превращаясь в гору пепла.
Таилась жизнь, хотя и слепла.
В усах, живьем сплетенных в тетиву,
Еще была видна пичуга-галка,
Когда художнику уже себя не жалко,
А век толкает в петлю-рандеву.
Казимир Малевич
Материал: эпоксидная смола, полиамид
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Поиск истины, а не легкой славы ниспровергателя, побудил его в теории и на практике разрушить «изображающее» искусство (знаменитый Черный квадрат назвали жирной точкой в истории живописи). Геометрию — сакральную науку древности о глубинных законах мироздания — Малевич положил в основу своей системы (супрематизм), и остался ее единственным классиком.
Марк Мерман:
Поскольку временно приходим мы на свет,
Разумнее предвидеть тьму,
Отобразив лишь часть
Ее. Клочок, квадрат, тот, Черный.
Кто подчиняется сомненью своему,
Тот по цепи идет, как «кот ученый».
«В ботинках красных…» – говорилось в завещанье.
Его последний дом внутри был зелен.
Который час? Напомни на прощанье!
Аквамарин небес лишь фон для красной ели.
Франс Мазерель
Материал: сталь, ковка
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Его графика создавалась синхронно бешеному ходу века. Предельным напряжением полюсов — белого и черного — близок немецким экспрессионистам. Звуковая ассоциация — набат. Драматизм, пафос героического сопротивления пронизывает это суровое искусство борьбы. Удары его кисти и резца — ответные удары, полные ярости, но не страха.
Марк Мерман:
Пролетарии всех стран – в черном.
Развевайся, бурый флаг стада.
Остается этот клич в чем-то,
Если флаг еще средь храмов и пагод.
Ковки звуки громче стонов из спален.
То не плаха ли среди наковален?
Вот проклепана душа,значит,
Ей ютиться как-то среди металла.
Как закончит Век? Да так же, как начал.
А какое, кстати, было начало?
Гюнтер Юккер
Материал: гвозди, сварка
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Обычный плотницкий гвоздь, один из самых древних предметов-спутников человека, смысловая и формальная единица, первичный элемент, «атом» его работ, точка отсчета в системе координат. Действие (вторжение, проникновение, активность вообще) — ключевое среди множества воплощаемых им значений, стержень философски-медитативного творчества Юккера.
Марк Мерман:
Проткни иглою ткань.
Размер иголки – гвоздь.
Остывший ствол, восстань,
Едва почуешь ось.
Кто лег на гвозди? Йог?
Творец, который Бог.
Век. Шляпка. Острие.
Его в запястье вновь
Когда-нибудь твое…
А мир – всегда любовь?
Виктор Вазарели
Материал: соединение цветного поливинилхлорида
Размеры: 210 x 210 x 285 мм
Личность: Основатель поп-арта — направления, построенного на принципах обмана зрения, создающего «ожог» глаза и особый эмоциональный эффект. В изучении и использовании физических основ цвета и его восприятия вышел за пределы живописи. Считал общественную функцию искусства основной: работы Вазарели активно «взрывают» городскую среду множеством скрытых в них измерений и псевдопространств.
Марк Мерман:
Прочесть обман
Рискованно для глаз –
Ожог!
Европа,слышишь?
Краски, играя
Точками, кругами
Всякий раз,
Едва ль секреты предадут огласке!
Кому водить, тому темней платок.
А прятаться художнику, дружок!
Иосиф Бродский
Материал: акрилат
Размеры: 200 x 200 x 300 мм
Личность: И.Бродский о поэзии М.Цветаевой: «Речь выталкивает поэта в те сферы, приблизиться к которым иначе он был бы не в состоянии…. И происходит это выталкивание со стремительностью необычайной: со скоростью звука высшей, нежели та, что дается воображением или опытом. Как правило, заканчивающий стихотворение поэт значительно старше, чем он был, за него принимаясь».
Марк Мерман:
Прозрачность, призрачность фонем,
Рокочущий глагол в ледовом горле.
О, если мертв, то значит ли, что нем?
Еще день Судный не трубили горны.
Как хорошо остаться не вдвоем…
Тоскливых улиц странный водоем,
В нем речь прямая слишком холодна,
Ее ведут, не видя очертаний.
Как речка, речь, промерзшая до дна, –
А как звучит, грассируя, в гортани.
- — *Марк Мерман — поэт, драматург, композитор, исполнитель. Родился в 1958 году в Минске. С 1991 года живет в Канаде и США. На «Проект века» откликнулся циклом стихотворений.