«Рух» вникуда

рух

Любое изобретение, до того как стать привычным, прошло немало препятствий. И его история полна острых и неожиданных моментов, особенно если это изобретение, которое значительно повлияло на весь мир. Например – дизельный двигатель.

В книге «Рух» Алесь Пашкевич как раз и рассказал историю этого изобретения, прибавив от себя несколько деталей, чтобы сюжет произведения стал более остросюжетным и захватывающим. Но забегая вперед, оправдаемся – мы не любим ругать книги, тем более современной белорусской литературы. Но, когда с первых же страниц видно, что автор халтурил, другого выхода у нас не остается.

Вся история об изобретении дизельного двигателя уместилась на 122 страницы. Точнее туда уместилась не только эта история, но также шпионские игры сверхдержав, любовь, детектив, воспоминания о восстании Калиновского и многое другое. Спросите, как все это можно было расписать всего на 122 страницы? На самом деле просто – достаточно ни одному из этих событий не уделить должного внимания.

В книге нет центрального персонажа и центрального сюжета. Такое ощущение, что автор так и не решил, какая же из его идей лучше, поэтому все истории получились равнозначными. Равнозначно скомканными, непродуманными и неинтересными.

Вот есть парочка влюбленных. Он любит ее, она – его. Только он христианин, а она – мусульманка. И отец девушки был против их брака, если конечно мужчина не согласится принять ислам. В итоге девушка бежит из дома к любимому. Какие перспективы открываются для мести, семейных интриг, преследований… Но этого нет.

Другая история – офицер русской армии подружился с подданным немецкой короны, пригласил его с женой к себе в гости, напился и переспал с супругой немца. Тот, в свою очередь, угрожает русскому офицеру раскрытием его поступка, или же он начинает работать шпионом в пользу Германии. И вновь мы видим массу возможностей для шпионского триллера – кража военных секретов, работа российских спецслужб… Но и этого тут нет.

А воспоминания о Калиновском введены в книгу вообще непонятно для чего. Такое ощущение, что просто для галочки – абы б было.

«Рух» — неинтересно читать. Во-первых, потому что эту же историю можно легко прочитать в интернете – в той же Википедии, без всяких художественных вымыслов. Во-вторых, отсутствие центральной сюжетной линии лишает читателя мотивации к продвижению по книге. Если уж автор взялся за работу над историей созданий дизельного двигателя, то должен был именно этой историей и заниматься, уделив больше внимания персонажу того же Рудольфа Дизеля и другим.

Есть в книге и плюсы, но, к сожалению, они не относятся к ее содержанию. У нее хорошее, качественное оформление, стильный рисунок. Жаль, что это лишь порождает завышенные ожидания у читателя.

HVALI.BY