Саша Филипенко «Бывший сын»

cover - filipenko.inddПервый роман Саши Филипенко «Бывший сын» стал известным практически сразу, после своего появления в продаже. Все благодаря тому, что он стал лауреатом «Русской премии», которая вручается русскоязычным писателям, проживающим за пределами России. И хотя Филипенко уже живет в России и является ведущим телеканала «Дождь», по национальности он белорус. Да и история, описываемая в книге, связана именно с Беларусью. Поэтому в дальнейшем я не буду касаться темы — относить ли данное произведение к белорусской литературе, если оно не написано на белорусском языке. Для меня ответ однозначен.

О чем же эта книга? Если кратко описать ее сюжет — то это история Беларуси между двух трагедий: давки на Немиге и терракта на станции метро Октябрьская. Точнее история не конкретно страны, а отдельно взятого человека, молодого парня Франциска. В результате давки на Немиге он впал в кому, в которой находился 10 лет. И единственным родным человеком, который все это время надеялся на его выздоровление оказалась бабушка героя. В то время как и его мать, и отчим, и девушка и большинство друзей уже перестали верить в то, что он хоть когда-нибудь очнется.

Я на днях смотрел футбол по телевизору и понял одну вещь. Когда тебе десять, тринадцать, ты смотришь на экран и веришь в то, что однажды будешь точно также выходить на поле. Ты не ходишь в секцию, профессионально не занимаешься футболом, но все равно веришь, что это может произойти, веришь только потому, что все люди на экране старше тебя. Ты понимаешь, что еще есть время. А теперь я понимаю, что времени у меня почти не осталось.

Большую часть книги как раз и занимает период, когда Франциск находится в коме. Около него тем временем разгораются настоящие страсти — люди ссорятся, женятся, вся страна живет и двигается в будущее. Бабушка всегда находится рядом с Франциском, рассказывает ему о последних событиях, высказывает свои мысли о жизни в стране, создает вокруг него домашнюю атмосферу. Лишь она защищает его от отчима, который хочет отключить его от аппаратов поддержания жизни. И большинство новостей мы узнаем именно из уст бабушки.

Пару слов о трагедии на Немиге — никто еще в литературе не описывал это событие так ярко. Читая страницы, которые посвящены той давки, тебе хочется скорее перелистнуть их, прочитать, чтобы не воспринимать все, о чем пишет автор. В то же время ты просто не можешь остановиться, настолько реалистично и правдоподобно все описано. Вы можете не читать книгу, но обязаны прочитать несколько страниц, посвященных трагедии. Трагедии, которая малоизвестна в других странах, но стала самой ужасной за всю суверенную историю Беларуси.

Читается книга легко и одолеть ее можно буквально за один вечер. Но это не просто художественное произведение. Это еще и взгляд автора на современную Беларусь и ее историю, в том числе и в политическом контексте. И, если честно, именно чрезмерно большое количество политических нюансов портит эту книгу. Причем многие суждения автора оказываются довольно спорными. Например, Франциск, очнувшись после 10 лет из комы утверждает, что в Минске ничего не изменилось. И даже новые здания ,построенные в городе, напоминают старые, советские. Так вот, за 10 лет (1999-2009) в Минске были построены новый железнодорожный вокзал, нацбиблиотека, Минск-Арена и многое другое (в том числе и многочисленные бизнес-центры, гипермаркеты и т.д.), что можно отнести к современным веяниям в архитектуре, а уж никак не к советским. И таких мелких моментов хватает во всем тексте.

Никто ничего не стоит. Когда его не станет, когда не станет меня, кого угодно не станет, все продолжится. Не остановится земля. Никогда! Никогда ничего не остановится. Ни деревья, ни листва. На всем земном шаре нет человека, чья жизнь могла бы хоть что-нибудь изменить. Если кто-то живет, если кто-то продолжает дышать и выполнять свою работу, то только потому, что кому-то это выгодно или никому не мешает…

Еще мне показалось очень странным то, что Филипенко редко называет имена. Пишет просто «журналист известного оппозиционного сайта», «тренер хоккейного клуба», «президент» — и никаких имен. Будто эта книга написана лишь для тех ,кто знает суть. Так, для любого белоруса не станут секретом все эти формулировки. Он будет знать имена всех неназванных личностей. А вот россияне не поймут этих умолчаний и могут решить, что все описанное в книге не более чем выдумка.

С другой стороны, автор рассказывает о многих проблемах, о которых другие авторы, в том числе и белорусские предпочитают молчать. Например — почему люди уезжают из Беларуси, почему не видят, что у страны есть будущее, почему мы топчемся на месте, пока остальной мир движется вперед и многие другие. А благодаря тому, что книга вышла в России, да еще и заслужила «Русскую премию», о них узнают и русскоязычное население других стран.

Еще одно важное замечание — книга очень медленно, постепенно тянется во время комы главного героя. Причем «медленно» — в хорошем смысле этого слова. Это — самая эмоционально напряженная часть повествования. Но как только герой выходит из комы, события начинают просто нестись вперед с невероятной скоростью.

Всем, кто ценит белорусскую литературу, или хотя бы следит за ее развитием, всячески рекомендую ознакомиться с данной книгой. Возможно, это лучшее из белорусской литературы, что выходило в этом году.

HVALI.BY