Эта власть – такая же, как мы, плоть от нашей плоти.
Первую книгу Андрея Лазуткина — “Полигон” вполне можно назвать скандальной. Несмотря на большое количество исторических ошибок и затянутости книги (в основном из-за биографических вставок) произведение заслуживало внимания. Как никак, еще никто из белорусских авторов не создавал альтернативную реальность, в которой победу одержала нацистская Германия.
А вот появление на полках книжных магазинов второй книги Лазуткина, “Политологии”, прошло значительно тише. Не было официальной презентации, не замечено гневных рецензий и разгромных отзывов. Хотя скандальных тем в ней поднимается немало. Чего стоит только сравнение Станислава Шушкевича с опоссумом.
Книга состоит из трех неравноценных частей – “Политология”, “Плоды и ягоды” и «Французские духи».
Первая часть книги, “Политология”, получилась самой интересной. Все начинается со знакомства с главным героем. Автор не стесняясь описывает как свои достоинства, так и недостатки. А потом даже делает вывод, что он очень похож на нашего президента – голос с хрипотцой, использование трасянки, усы… Сразу заметим, что реальный Андрей Лазуткин усы не носит, в отличие от его художественного прототипа. Хотя, кто знает, может раньше они у него и были.
Затем мы знакомимся с окружением главного героя, его друзьями, учебе на политолога. И читать это интересно, учитывая авторский сарказм ко всему происходящему. Чего стоит только его рассказ о своих сокурсниках:
Политика интересовала будущих политологов – но гораздо меньше, чем минская квартира, BMW седьмой модели или банальное потрахаться с девкой из училища и выпить. Где-то между утренней рвотой, похмельем и вечерней по*бкой на завафленном скрипучем диване затерялись думы о Беларуси и о своем месте в жизни.
“Политология” посвящена политическому взрослению человека, изменчивости взглядов и влиянию окружающей среды на формирование личности. Политические взгляды главного героя трансформируются от национализма до марксизма, от фашизма до ницшеанства. Автор откровенно рассказывает нам – что на него повлияло, какие книги он прочитал и какой вывод из них сделал. И здесь откровенность – очень важная черта. Несмотря на то, что в жизни Андрей Лазуткин состоит в коммунистической партии, в книге он эту тему никак не продвигает. Он в одинаковой манере рассказывает и о своем увлечении коммунизмом, и о националистическом периоде своего взросления.
В общем, если Вам интересно, каким образом формируются политические идеалы современной белорусской молодежи, которая выросла на городской периферии, то “Политология” определенно Вас заинтересует.
Белорусский писатель Бахаревич как-то выдал: «Поколение сложилось из того, что было: БРСМа, аськи и контр-страйка». В БРСМ я не состоял, шипящей и пиликающей беспарольки у меня тоже не было, но вот насчет «контры» могу согласиться. Было в ней что-то сакральное, подтекст: хочешь – играй за ментов, хочешь – за террористов. Так просто: жми на кнопку – и меняй команду. За тех, за этих. За белых, за красных – какая разница? Все очень условно. Потом, став постарше, эту смену команд, перекрашивание, наблюдал сплошь и рядом.
Вторая часть книги, “Плоды и ягоды”, состоит из пяти коротеньких рассказов. Каждый рассказ имеет название одного из плодово-ягодных напитков, которые массово продаются в нашей стране. И сюжет рассказа, соответственно, тоже связан с этим напитком. Впрочем, и тут есть одно исключение — один рассказ называется «Мой брат — шлюха».
И, наконец, третья часть – «Французские духи». Точнее это всего лишь один рассказ о любви. Или правильнее сказать подростковой влюбленности и ее последствиях. Отличная иллюстрация того, что любовь “на периферии» имеет свои особенности. Причем не самые приятные. А месть имеет особый запах. Рассказ получился очень живым и куда больше похож на реальность, чем «Ромео и Джульетта» Шекспира.
Вся книга очень легко читается. Единственное, что может оттолкнуть – это чрезмерное использование автором ненормативной лексики. Хотя, учитывая что Лазуткин вырос в Масюковщине, а его друзья выходцы из рабочих районов, стоит задаться вопросом – что такое чрезмерно? И вправе ли автор менять язык своих персонажей лишь ради угоды читателю.
Конечно же, в конце мы поговорим о недостатках. Самый главный заключается в разношерстности книги. Как никак, но уж если и выпускать разные произведения под одной обложкой, то они должны быть объединены либо общей тематикой, либо единым размером. В «Политологии» мы видим повесть о политическом взрослении личности, 5 рассказов о приключениях главного героя вместе с дешевым алкоголем, а последняя часть состоит вообще из одного рассказа.
Второй недостаток – это краткость. Понятно, что это сестра таланта, но все же. Казалось бы, та же «Политология» только начинает разгоняться, только захватывает тебя и тут «Стоп!», автор закончил мысль. Все, конец повести. Самое главное, что мы так и не поняли, чем же на данном этапе закончилось политическое развитие главного героя. Ведь если Лазуткин писал о своей жизни, то как минимум должен был посвятить читателя в свою политическую и общественную деятельность. Хотя, давно уже замечено, что отсутствие концовки становится чуть ли не приметой современной белорусской литературы.
А теперь о достоинствах. «Политология» получилась значительно лучше «Полигона». И пускай все ее части очень разношерстные, зато каждая из них вышла очень цельной, единой. И читать всю книгу и вправду интересно, но в основном из-за харизматичного главного героя, а не из-за хитросплетений сюжета.
И напоследок отметим три особенности, которые уже начинают вырисовываться в творчестве Лазуткина. Уж не знаю, насколько они случайны, либо продуманы. Первое – со времен «Полигона» автор изменил имя с Андрея на Андрушу. Второе – на обоих обложках присутствует стилизованная фотография самого Лазуткина. И третье – Андрей Лазуткин один из немногих молодых писателей, который не стесняется быть наглым и поднимать темы, за которые если и не будут караулить в темной подворотне, но уж точно выльют не одно ведро помоев в интернете.
В конце несколько цитат автора на самые разные темы. Так Вы лучше сможете понять и стиль автора и о чем вообще книга.
О себе:
Любил быть в центре внимания, постоянно заявлять о себе, провоцировать. Уловил простое правило: с быдлом надо вести себя по-интеллигентному, держать на дистанции, смотреть сверху вниз – тогда тебя, как минимум, не тронут. В заумных, рафинированных компаниях надо, наоборот, превращаться в гопника – это даже забавно, если отстраняться от ситуации и наблюдать.
О различии взглядов у белорусской молодежи:
Мы вроде как жили в двух разных Белоруссиях: я видел грязь, изнанку, окраину, колхоз, а они – непаханое культурное поле, место для приложения усилий, прекрасную новую жизнь, которую мы сделаем чуть ближе, если начнем с себя, заговорим по-белорусски и т.д.
О состоянии белорусской политологии:
Наука страшно отстала – в лучшем случае нам перепадали переводные крошки с барского западного стола. Какой научный прорыв может быть в таких условиях? Мы родились в интересное время, на стыке эпох, когда рушилась старая система – это был уникальный опыт, о нем мы могли сказать миру. Вроде – огромное проблемное поле для науки, выходи на улицу и исследуй, изучай, записывай. Все это нужно, важно, актуально – но острые белорусские процессы в универе замалчивались.