80-й Венецианский кинофестиваль

80-й Венецианский кинофестиваль

Итоги Венецианского кинофестиваля можно назвать неожиданными: жюри смотра под председательством американского режиссера Дэмьена Шазелла вручило «Золотого льва» фильму, который понравился практически всем критикам: «Бедным-несчастным» Йоргоса Лантимоса. Такое единодушие между жюри и журналистами случается очень редко.

Основная программа Венецианского кинофестиваля 2023:

  • «Бедные-несчастные» (Poor Things, США/ Ирландия/ Великобритания, 2023), реж. Йоргос Лантимос;
  • «Догмен» (DogMan, Франция, 2023), реж. Люк Бессон;
  • «Энеа» (Enea, Италия, 2023), реж. Пьетро Кастеллитто;
  • «Феррари» (Ferrari, США/ Великобритания/ Италия/ Китай, 2023), реж. Майкл Манн;
  • «Маэстро» (Maestro, США, 2023), реж. Брэдли Купер;
  • «Происхождение» (Origin, США, 2023), реж. Ава ДюВерней;
  • «Присцилла» (Priscilla, США, 2023), реж. София Коппола;
  • «Я — капитан» (Io capitano, Италия/ Бельгия/ Франция, 2023), реж. Маттео Гарроне;
  • «Убийца» (The Killer, США, 2023), реж. Дэвид Финчер;
  • «Теория всего» (Die Theorie von Allem, Германия/ Австрия/ Швейцария, 2023), реж. Тимм Крёгер;
  • «Команданте» (Comandante, Италия/ Бельгия, 2023), реж. Эдоардо Де Анджелис;
  • «Холли» (Holly, Бельгия/ Люксембург/ Нидерланды, 2023), реж. Фин Трох;
  • «Адажио» (Adagio, Италия, 2023), реж. Стефано Соллима;
  • «Граф» (El Conde, Чили, 2023), реж. Пабло Ларраин;
  • «Зла не существует» (Aku wa sonzai shinai, Япония, 2023), реж. Рюсукэ Хамагути;
  • «Долгожданный рассвет» (Finalmente l’alba, Италия, 2023), реж. Саверио Костанцо;
  • «Память» (Memory, США/ Мексика/ Чили, 2023), реж. Мишель Франко;
  • «Вне сезона» (Hors saison, Франция, 2023), реж. Стефан Бризе;
  • «Предчувствие» (La Bête, Франция/ Канада, 2023), реж. Бертран Бонелло;
  • «Зелёная граница» (Zielona granica, Польша/ США/ Франция/ Чехия/ Бельгия/ Германия/ Турция, 2023), реж. Агнешка Холланд;
  • «Меч короля» (Bastarden, Дания/ Швеция/ Норвегия/ Германия, 2023), реж. Николай Арсель;
  • «Женщина с…» (Kobieta z…, Польша/ Швеция, 2023), реж. Михал Энглерт, Малгожата Шумовска;
  • «Любо» (Lubo, Италия/ Швейцария, 2023), реж. Джорджо Диритти.

Коротко об истории фестиваля

Итальянцы называют Венецианский фестиваль «Мостра», что означает «выставка». Киновыставка — часть легендарной Венецианской биеннале (дата основания — 1895 год) и старейший в мире кинофестиваль, то и дело отмечающий какие-то юбилеи: в прошлом году праздновали 90-летие Мостры, в этом проводят 80-й по счету фестиваль. Несовпадение этих солидных цифр вызвано историческими катаклизмами: основанная в 1932 году Мостра не проводилась во время Второй мировой войны и в период социально-экономической турбулентности 1960–1970-х годов.

Атмосфера будней «Венеции-2023»Сегодня Венеция — общепризнанная гранд-дама мирового фестивального движения и единственная конкурентка родившихся в пику ей Канн, часто превосходящая их и уровнем представленных фильмов, и количеством посещающих фестиваль звезд. В отличие от Канн, где кино существует прежде всего в контексте рынка, Венеция рассматривает его как важную часть современного искусства наравне с архитектурой, танцем, музыкой и т.д. Что не мешает Мостре считаться одной из главных площадок по запуску и продвижению премиального, в том числе голливудского «контента»: именно с премьеры на острове Лидо начинались «оскаровские кампании» таких фильмов, как «Рестлер», «Черный лебедь», «Ла-Ла Ленд», «Бердмен», «Гравитация», «Рома», «В центре внимания», «Форма воды», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Брачная история», «Джокер», «Земля кочевников», «Власть пса», «Дюна», «Банши Инишерина», «Тар» и многих других.

 

Европейский фестиваль во время американской забастовки

В этом году фестивали наконец-то должны были расправить крылья — индустрия оправилась от пандемии, выпуская огромное количество новых проектов, поэтому недостатка ярких премьер среди смотров не предвиделось. Однако Голливуд продолжает лихорадить, а вместе с ним, как это обычно и бывает, и весь остальной мир, поэтому теперь, кажется, каждый год смотры будут ожидать новые проблемы и непростые решения.

Венеция стала первым кинофестивалем, который проходит на фоне крупнейшей за 60 лет забастовки сценаристов и актеров Голливуда. Гильдия актеров ушла на забастовку за неделю до объявления венецианской программы, и прогнозы были паническими. Венеция — традиционная площадка для запуска осеннего наградного сезона, конечной точкой которого становится «Оскар». Некоторые эксперты предположили, что студии не захотят тратить деньги и везти проекты в Италию, когда им невозможно обеспечить нормальный маркетинг, ведь актерам запрещено заниматься продвижением фильмов во время забастовки. Однако их прогноз не оправдался. Художественный руководитель фестиваля Альберто Барбера назвал потери Венеции «скромными». Она лишилась всего одного проекта, зато какого — «Претендентов» Луки Гуаданьино с Зендеей, Майком Фейстом и Джошем О’Коннором. Студия Amazon решила отложить премьеру до апреля 2024 года.

Но фестиваль не ограничивается одними кинопоказами — важную часть смотра составляют красные дорожки, и их главным украшением обычно становятся мировые знаменитости, которых в этом году было явно меньше, чем обычно. Разрешение представлять свои проекты получили только актеры независимых фильмов, созданных без участия голливудских студий.

Влияние американской забастовки сценаристов и актеров кажется не таким критичным при нынешнем количестве стриминг-релизов, но в долгосрочной перспективе это может сильно сказаться на качестве всего, что мы видим на экране.

В первую очередь эта забастовка — о противодействии вездесущему «искусственному интеллекту» в творческом процессе и справедливом вознаграждении за трудоемкую авторскую работу. Проще говоря, речь о борьбе за то, чтобы сценарии не писали нейросети, а в каждом втором фильме не играли дипфейки.

«Золотой лев» фестиваля

Программа «Венеции-2023» была настолько разнообразной, что, с одной стороны, было трудно предсказать, куда качнется маятник выбора членов жюри. Этот выбор на больших фестивалях в последние годы, чего уж скрывать, часто определяется не столько качеством фильма, сколько политкорректностью и половой принадлежностью режиссера. В качестве примеров можно привести последних победительниц Каннского фестиваля — Жюлию Дюкурно («Титан») и Жюстин Трие («Анатомия падения») с фильмами, сильно недотягивающими до уровня тех, кому раньше доставалась «Золотая пальмовая ветвь». Да и венецианская победа не ставшего событием фильма «Событие» еще одной француженки Одри Диван в свое время, по слухам, сильно удивила даже самих отборщиков.

С другой стороны, всегда хочется надеяться на лучшее — на то, что на хорошем и очень важном фестивале, наконец, возобладает искусство, а не следование политическим протоколам. При этом ясно, что искусство существует не в безвоздушном пространстве, а в определенном политическом и социальном контексте, его во многом определяющем.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Венецианское жюри в этом году возглавил американский вундеркинд Дэмьен Шазелл («Одержимость», «Ла-Ла-Ленд»), недавно, правда, оглушительно провалившийся со своим мегаломанским «Вавилоном». Компанию ему составляли режиссеры Джейн Кэмпион («Пианино», «Власть пса», «Вершина озера»), Миа Хансен-Лёв, драматург и режиссер Мартин Макдона («Три биллборда на границе Эббинга, Миссури», «Банши Инишерина») и документалистка Лора Пойтрас, автор получивших всеобщее признание фильмов об Эдварде Сноудене, ковиде и фотографе Нэн Голдин. Сбалансированное жюри пришло к, кажется, всех устроившему решению.

Такое случается не чаще, чем хеппи-энды в авторском кино: лучший фильм фестиваля получает главный приз. Восторженный рев встретил финальную реплику президента жюри Венеции-2023 Дэмьена Шазелла, объявившего о победе «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, безоговорочного фаворита конкурса этого года.

Действие фильма «Бедные-несчастные» происходит в альтернативной викторианской эпохе. Молодую женщину по имени Белла (Эмма Стоун) после ее самоубийства оживляет ученый и экспериментатор Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Зарождающееся сознание Беллы не поспевает за ее телом — она ребенок в теле взрослой женщины, поэтому героиня воспринимает окружающий мир с наивностью и энтузиазмом. Окружающим ее мужчинам это кажется очаровательным, поэтому они пытаются подчинить Беллу своей воле: Годвин по-отечески, его молодой помощник Макс (Рами Юсеф) — романтически, а повеса Дункан (Марк Руффало) просто хочет повеселиться. Героиня сбегает с Дунканом из дома, чтобы познать мир.

Картина основана на книге шотландского писателя Аласдера Грея, которую греческий режиссер Йоргос Лантимос хотел экранизировать уже давно, но ему не хватало денег. Творческий союз с Эммой Стоун, с которой режиссер познакомился во время съемок фильма «Фаворитка», а также успех на «Оскаре» помогли греку наконец-то осуществить задуманное.

Стоун не только блестяще исполнила главную роль в картине, но и выступила продюсером. Когда Лантимос получал «Золотого льва», он подчеркнул, что без Стоун этого фильма не случилось бы. Она была бы и идеальной кандидаткой на звание лучшей актрисы, но, согласно политике фестиваля, обладателю «Золотого льва» нельзя вручать другие призы смотра. Хотя у Стоун уже есть награда Венеции — в 2016 году она получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в фильме «Ла-ла-лэнд» Дэмьена Шазелла. Получилось очень изящно — именно он вручал «Бедным-несчастным» главный приз биеннале на этот раз.

Кадр из фильма Бедные-несчастные
Кадр из фильма Бедные-несчастные

Лантимос тоже уже приезжал в Венецию пять лет назад с исторической сатирой «Фаворитка» и получил Кубок Вольпи за лучшую женскую роль для Оливии Колман. После фестиваля фильм ярко выступил на премии «Оскар», получив десять номинаций и выиграв в одной категории — приз ушел той же Колман. У «Бедных-несчастных» есть все шансы повторить путь «Фаворитки» и даже больше — выиграть «Оскар» за лучший фильм.

Режиссер снова объединился не только с Эммой Стоун, но и с драматургом Тони МакНамарой, адаптировавшим книгу Грея для больших экранов. Вместе у них получилась невероятно остроумная и оригинальная история об эмансипации. При этом, несмотря на актуальность повестки, работа Лантимоса не поучает, а заставляет думать, анализировать и задавать неудобные вопросы.

 

Победители в других основных категориях

Жюри проявило солидарность с журналистами не только в случае с «Золотым львом». Другие любимчики публики тоже были отмечены наградами. Так, второй по значимости приз — Гран-при жюри — получил японский режиссер Рюсукэ Хамагути с экологической притчей «Зла не существует». Действие картины разворачивается в идиллической деревушке недалеко от Токио, на месте которой одна корпорация собирается выстроить шикарный отель (где люди будут жить как бы на природе, но со всеми гостиничными удобствами). Теперь Хамагути собрал призы всех главных европейских фестивалей: в его копилке награда за лучший сценарий на Каннском фестивале за «Сядь за руль моей машины» и Гран-при жюри в Берлине за фильм «Случайность и догадка».

Одной из важных тем в Венеции в этом году стал миграционный кризис в Европе. Про него было снято сразу несколько фильмов конкурса, и жюри наградило самые яркие из них. Зрительский и экспрессивный «Я — капитан» одного из главных современных режиссеров Италии Маттео Гарроне получил приз за режиссуру. Кино рассказывает о двух молодых парнях из Сенегала, которые пытаются попасть в Европу. Исполнителя главной роли, непрофессионального актера и звезду сенегальского TikTok Сейду Сарра, также отметили призом Марчелло Мастрояни, который вручают лучшему молодому актеру.

Кадр из фильма «Я — капитан»Еще один фильм про мигрантов, на этот раз на границе с Белоруссией и Польшей, — «Зеленая граница» Агнешки Холланд — получил «Специальный приз жюри». В отличие от нарядной и оптимистичной работы Гарроне, фильм Холланд выполнен в строгом черно-белом цвете и снят в сухом реалистичном стиле. Действие разворачивается на границе Польши и Белоруссии, где, как мы помним, разразился кризис с мигрантами из Афганистана и Сирии. Их мучения Холланд описывает в полном объеме, всматриваясь в леденящие детали, и жюри было впечатлено не меньше, чем прочие зрители на острове Лидо. Режиссер, которая любит высказываться на острые политические темы, прямым текстом говорит, что Европа игнорировала этот кризис годами. Со сцены Холланд отметила, что европейские власти ничего не предпринимали по этому поводу не потому, что не могли, а потому, что не хотели.

Кубок Вольпи за женскую роль попал в руки актрисы Кейли Спейни, безукоризненно сыгравшей Присциллу Пресли в рассказанной Софией Копполой в фильме «Присцилла» истории обретения самосознания молодой женщиной, которой не очень нравилось ждать мужа с работы (даже если этот муж — Элвис Пресли).

Кубок за лучшую мужскую роль опять-таки справедливо вручили Питеру Сарсгаарду за главную роль в картине мексиканца Мишеля Франко «Память», где он великолепно вошел в образ человека, больного ранней деменцией. Подобные роли, вообще говоря, невероятно выигрышны для актеров — достаточно вспомнить триумф Энтони Хопкинса в картине «Отец». Но очень хороший и до сих пор мало премированный актер Сарсгаард действительно играет очень тонко и точно, почти невидимо: вместе с Джессикой Честейн, исполнившей в этой картине главную женскую роль, они стали одной из самых неожиданных и трогательных пар в кино последнего времени.

Актер посвятил победу Честейн и очень эмоционально высказался на одну из самых горячих тем смотра — забастовках Гильдии актеров и Гильдии сценаристов в Голливуде: «Вопросы об оплате труда важны, но меня больше всего беспокоит использование искусственного интеллекта (для воссоздания образа актеров без их участия). Наша работа — о создании связи, динамичном пространстве между нами. Если мы проиграем эту битву, наша индустрия падет одной из первых».

Поддержал забастовки и чилийский режиссер Пабло Ларраин, которому вместе с его соавтором Гильермо Кальдероном вручили награду за лучший сценарий. Ларраин, приезжавший в Венецию в 2021 году с картиной о принцессе Диане «Спенсер», вернулся в родное Чили и снял на деньги Netflix политическую сатиру «Граф» о генерале Пиночете, в которой тот превратился в 250-летнего вампира, который устал жить и ищет смерти. Режиссер так или иначе упоминал чилийского диктатора во многих работах, но посвятил ему целый фильм впервые. «Граф» — единственный проект стримингового гиганта, которому удалось получить какой-то приз.

Список победителей Венецианского кинофестиваля 2023

  • Золотой лев — «Бедные-несчастные» (Йоргос Лантимос)
  • Особый приз жюри — «Зла не существует» (Рюсукэ Хамагути)
  • Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу – Маттео Гарроне, «Я — капитан»
  • Специальный приз жюри — «Зелёная граница» (Агнешка Холланд)
  • Лучший сценарий — Гильермо Кальдерон, Пабло Ларраин, «Граф»
  • Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Питер Сарсгаард, «Память»
  • Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Кейли Спейни, «Присцилла»

Netflix выбирает Венецию

Усиление связей Венеции и американской индустрии прямо связано с позицией каннской дирекции, которая с 2018 г. бойкотирует фильмы производства Netflix в качестве поддержки традиционного кинопроката. В результате снятые для стримингового гиганта фильмы ведущих режиссеров-авторов из так называемой «каннской номенклатуры» (неофициального списка фаворитов престижного смотра) пополняют программы других фестивалей, в первую очередь Венеции. Причем Netflix финансирует не только американское производство. В 2018 г. венецианского «Золотого льва» взяла «Рома» мексиканца Альфонсо Куарона, снятая им на родине при поддержке платформы.

В основном конкурсе Венеции этого года, как и в 2021–2022 гг., было заявлено сразу три фильма Netflix, в том числе две самые ожидаемые премьеры. Во-первых, триллер «Убийца» Дэвида Финчера («Семь», «Бойцовский клуб») по мотивам французских комиксов и с Майклом Фассбендером в ведущей роли. Во-вторых, «Маэстро», черно-белая кинобиография композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Это вторая режиссерская работа актера Брэдли Купера, дебютировавшего пять лет назад музыкальной драмой «Звезда родилась». Купер снова играет главную роль, но не приехал на фестиваль даже в режиссерской ипостаси — в знак солидарности с профсоюзом. Третий вклад Netflix в конкурс — снятая в Чили сатирическая комедия Пабло Ларраина «Граф».

Большинство рекламных щитов на острове Лидо, где проходил фестиваль, пестрели рекламой проектов стриминга — кажется, Netflix окончательно заявил Венецию своей территорией. Правда, такой агрессивный маркетинг не помог — «Золотой лев» ушел Searchlight Pictures под крылом Disney, и на «Оскаре» стримингу точно придется непросто — главная кинонаграда ускользает от него уже который год.

 

Итоги фестиваля

Не самый яркий кинематографический год вряд ли останется в истории многими фильмами, но как минимум один из них запомнится на десятилетия — это уникально смелые, глубокие и свободные «Бедные-несчастные» Лантимоса. Нередко подобные картины игнорируются премиальными инстанциями именно по этой причине: слишком талантливы и хороши, чтобы определить консенсус. Однако случилось что-то вроде чуда, и картина получила по заслугам. Осталось дождаться ее встречи со зрителем, назначенной на начало декабря.

В этом году можно уверенно сказать, что Венецианский фестиваль удался. Возможно, в 2023-м Мостра смогла перещеголять Каннский киносмотр. Количество громких и вполне оправдавших ожидания премьер зашкаливало. Да, в последнее время Венецию можно обвинить в некотором перекосе в сторону американского кино, и победу одержало студийное голливудское кино, но, безусловно, авторское и оригинальное.

В целом конкурс на 80-м Венецианском фестивале балансировал между мейнстримовыми картинами («Маэстро», «Присцилла», «Догмэн» Бессона, который критики ругали) и политическими манифестами («Я — капитан», «Зелёная граница», «Происхождение» Авы Дюверней). Жюри постаралось отметить и те и другие. При этом выиграл безусловно самый сильный фильм фестиваля. Лантимос прервал спринт женщин-режиссеров, которым вручали главный приз три года подряд, что можно назвать решительным шагом со стороны жюри. Они отметили действительно экстраординарную и смелую работу, которую ждет большой успех на премии «Оскар».

Как и все крупные фестивали после февраля 2022 г., Венеция продолжила бойкот российского кино. Только в конкурсной программе Venice Classics, в которой оценивается качество ремастеринга классических фильмов, было заявлено участие двух советских шедевров – это «Тени далеких предков» Сергея Параджанова и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Кроме того, в европейских фильмах из внеконкурсной секции сыграли российские артисты Александр Петров и Ксения Раппопорт.

 

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Тамара Ходова, forbes.ru

Стас Тыркин, style.rbc.ru

Антон Долин, meduza.io

Николай Корнацкий, vedomosti.ru

Олег Тундра, novayagazeta.eu

Максим Ершов, blog.okko.tv

Николай Герасимов, kp.ru

labiennale.org/en/cinema/2023

 

HVALI.BY