Книга Полины Кочетковой «Матылі» состоит из 22 рассказов. Точнее, не совсем правильно было бы называть их рассказами – большинство из них, скорее, авторские эссе и журналистские материалы, чем полноценные художественные произведения. Есть в книге и рассказ в письмах, и интервью, и зарисовки, и воспоминания. А рассказ «Цені» – это вообще произведение по истории литературы, точнее по биографии Максима Богдановича.
Отличаются произведения не только формой подачи или содержанием, но и годами написания – от 1988 до 2011 года. Так что сборник «Матылі» можно назвать скорее отчетом о проделанной за годы творчества работе. К сожалению, в этом заключается и главный недостаток книги. Отсутствие единой темы или хотя бы времени написания, делают каждое произведение самостоятельным. Связи между ними, кроме одного автора, попросту нет. Из-за этого, после прочтения книги, не создается какого-то единого впечатления — скорее полный сумбур.
Именно из-за этого и читать книгу мы советуем не сразу, одним заходом, а не спеша, по рассказу в день. К тому же и сами произведения требуют к себе внимательности и неторопливости.
Но сумбур остается лишь при целостной оценке книги. В отдельности каждое произведение заслуживает самого пристального внимания – те же «Цені» обязательно найдут своих читателей среди любителей творчества белорусского классика. В то же время, есть риск, что не каждый читатель сможет найти в этой книге что-то “для себя”. Уж слишком разноплановым и нестандартным получился данный сборник.
Стоит отметить, что к самой себе и своей работе Кочеткова относится весьма самокритично и не питает особых иллюзий по поводу некой «священной миссии»:
Страшна выдаць свае эмоцыі, падзяліцца думкамі. Гэта слабасць, якую могуць скарыстаць нядобразычліўцы. Падумай, вылучы чорным усё, што напішаш пра сябе, і хутчэй націскай на кнопку «Delete». Так захаваеш таямніцу, калі пашчасціць, калі толькі не з’явіцца паляўнічы на тваю душу — цётачка з пячаткай суперажывання на твары і дыктафонам у торбе. Плюхнецца ў крэсла насупраць і прапануе распавесці пра каханне і смерць, а дыктафон будзе лавіць твае словы.
В своих произведениях автор затрагивает тему белорусской современности, человеческих воспоминаний и чувств, идентификации творчества.
Традиционно, в конце рецензии мы предлагаем несколько цитат из книги для ознакомления с ее содержанием:
Самыя жудасныя, скіраваныя ў бясконцасць страхі — дзіцячыя
Творчасць — ідэнтыфікацыя асобы, нават калі ў жыцці чалавек гуляе ў хованкі
— Ты ведаеш, — кажа Алесь, — я апошнім часам нічога не магу рабіць, толькі думаю. Ты толькі не шукай у маіх словах ніякага сэнсу, але я цяпер згадаў Ларысу Геніюш. Яна пісала пра тое, што ўдзячны француз робіць з прастытуткі каралеву, а рускі — з каралевы прастытутку.
— Хочаш сказаць, што ты не француз?
— Так, — уздыхае Алесь, — але і не рускі.
— Значыць, ты не ведаеш, што табе рабіць?
— Так.
Манеты, знойдзеныя праз стагоддзі, нагадваюць пра тое, што існавала, пра дзяржавы, якія знікалі, каб не адрадзіцца. І вось я думаю пра тое, што ніхто не знойдзе дробнай беларускай манеты нашага часу на беразе ракі.