Небольшая повесть Екатерины Оаро «Сарочае радыё» вышла в начале этого года небольшим тиражом в серии “Пункт адліку”. В этой серии публикуются произведения авторов-дебютантов, а значит и ожидать от них можно чего угодно – от обыкновенной беллетристики до начинающего гения. Да и тема журналистики, которая раскрывается в книге Оаро, уже много раз описывалась другими, куда более именитыми авторами. Поэтому были небольшие опасения о литературной ценности повести.
Для меня эталоном книги о журналистике навсегда останется “Компромисс” Сергея Довлатова – скорее сборник новелл, чем полноценная повесть. И в этом плане “Сарочае радыё” очень похоже с “Компромиссом” – при желании ее также можно разделить на 4-5 отдельных историй, которые связаны единой нитью. У каждой истории есть своя завязка, кульминация и развязка, все по законам жанра. К тому же мы знакомимся и с внутренним миром героини, ее взглядами на действительность, ее отношением к своей профессии.
Но между двумя авторами, Довлатовым и Оаро, есть огромная разница. Довлатов – усталый циник, для которого даже борьба с системой превратилась в обязанность. Любую ситуацию он хочет показать с такой стороны, чтобы читатель улыбнулся. И вся прелесть “Компромисса” именно в циничном отношении к работе журналиста. Оаро, наоборот, журналист-романтик, который хочет своей работой изменить жизнь людей в лучшую сторону, хочет заниматься любимым делом. И ее гложет вовсе не цинизм, а самый обыкновенный страх, свойственный любому человеку – вдруг сегодняшний день станет для их радио последним, вдруг кто-то позвонит в домофон, вдруг все узнают, что на самом деле она не Таня Цыбулька, студентка 4-го курса журфака, а известная оппозиционная журналистка.
Таня Цыбулька – молодая журналистка, которая работает на одной из независимых радиостанций страны. Она мечтает писать о культуре, а вместо этого ее заставляют писать про социальные проблемы. И, пожалуй, именно “Сарочае радыё” лучше всего показывает, как любая романтика разбивается о гранит реальности. Какую бы правду ты не рассказал, большинство будет верить лжи. Потому что лгут десятки газет, телевидение, другие радиостанции. А тебя заклеймят. Отсюда, кстати, и название книги – Сарочае радыё, потому что сорока на хвосте принесла новость: никто ей не верит.
Книга насыщена как реальными персонажами, так и событиями, которые происходили в Беларуси несколько лет назад. Любой минчанин помнит истории о спутниковых тарелках, которые заставляли снимать с фасадов зданий, о радиационном граните, который выложен на площади Независимости, об освобождении экс-кандидата в президенты Александра Козулина из тюрьмы на похороны жены…
Большинство из нас помнит об этих событиях лишь по тому, что писали о них СМИ, а главная героиня книги лично переживает их. Более того – становится непосредственным участником и мы можем сами более тесно познакомиться с ними и узнать часть правды, которую не скажут по телевизору.
Есть у книги и недостатки. Как для меня самый большой из них – это ее длинна. Как ни крути, но 90 страниц слишком мало. В итоге второстепенные персонажи раскрыты лишь поверхностно и даже характер главной героини очень сложно понять до конца. Второй недостаток – это довольно предсказуемый конец книги, который просматривается чуть ли не с начала повести.
Подводя итог – перед нами очень хороший образец современной белорусской литературы. В этой книге многие могут узнать себя, многие вспомнят события, которые происходили в нашей жизни. Читать ее не обязательно, но очень желательно. И да, если хотите купить книгу (в электронном виде ее пока нет) поспешите – тираж очень маленький и раскупается довольно быстро.