В ночь с воскресенья на понедельник, 6 января 2025 года, 82-я премия «Золотой глобус» объявила своих победителей — среди которых, увы, не оказалось Юры Борисова, который был номинирован на лучшую роль второго плана в фильме «Анора».
В этом году «Золотые глобусы» полностью освободились от скандального прошлого (многочисленные случаи коррупции, некомпетентности и отсутствие расового и гендерного разнообразия не только в списке кандидатов, выдвигаемых на премию, но и в самом ее составе) и проходит как ни в чем не бывало.
Голливуд в очередной раз доказал, что у него короткая память, и с годами она становится еще короче — большинство звезд и продюсеров рады, что они могут вернуться к привычной схеме промоушена своих проектов и не думать о плохой репутации. Тем более «Глобусы» за последние годы сделали все возможное, чтобы эту репутацию подлатать. Аудитория церемонии в прошлом году возросла в полтора раза по сравнению с кризисными годами — ее посмотрели около 10 млн зрителей. «Золотые глобусы» вернулись на телевидение — теперь премию можно было посмотреть как на канале CBS, так и на стриминге Paramount+.
Ведущей церемонии стала комик Никки Глейзер, которая пришлась более по вкусу звездным гостям церемонии, чем ее коллега Джо Кой в прошлом году, чьи шутки чаще вызывали смешанные чувства. Кажется, Глейзер наконец-то смогла найти правильный тон для «Глобусов», которые никак не могли определиться с ведущим после того, как расстались с легендарным Рики Джервейсом. Британский комик, сценарист и актер костерил Голливуд, не особо заботясь о нежных чувствах или репутации как кинодеятелей, так и самих организаторов церемонии.
Глейзер тоже прошлась по звездным гостям, но сделала это любя, без присущей Джервейсу безжалостности. Ведущая пошутила про усы Тимоти Шаламе, любовь Голливуда к «Оземпику», а самой смелой шуткой стал комментарий по поводу недавно прошедших в США президентских выборах: «Вы все такие знаменитые, такие талантливые, такие влиятельные. Вы можете все, но не сказать стране, за кого голосовать».
Больше всего призов получил драматический мюзикл французского режиссера Жака Одиара «Эмилия Перес» о главе мексиканского наркокартеля, который решает стать женщиной. Фильм взял призы как лучший мюзикл/комедия, лучший фильм на иностранном языке, Зои Салдана, сыгравшая в картине вместе с Карлой Софией Гаскон и Селеной Гомес, получила награду за роль второго плана, а песня El Mal стала лучшей в категории «Мюзикл/комедия». Сразу за фильмом Одиара идет трехчасовой опус Брэйди Корбета «Бруталист», который стал лучшей драмой, его самого объявили лучшим режиссером, а Эдриана Броуди — лучшим драматическим актером.
В целом наградной сезон в этом году не имеет явных фаворитов, как «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, забравший большинство наград в прошлом году. Из-за этого «Золотые глобусы» были полны сюрпризов. Некоторые из любимцев критиков, как, например, масштабный мюзикл Джона М. Чу «Злая: Сказка о ведьме Запада», на который возлагалось так много надежд, или нью-йоркская драматическая комедия Шона Бейкера «Анора» ушли домой практически ни с чем. «Злая» смогла взять приз только в новой категории «Достижение в бокс-офисе», которую организаторы премии предусмотрительно добавили как раз для таких голливудских блокбастеров. При этом в телевизионных категориях все было более предсказуемо: лучшим драматическим сериалом стал «Сёгун», а мини-сериалом — «Оленёнок» Ричарда Гадда.
Список номинантов и победителей в основных категориях:
Лучший фильм (драма)
- Бруталист (2024) + Победитель: Лучший режиссер (Брэйди Корбет) + Победитель: Лучший актер в драме (Эдриан Броуди)
- Дюна: Часть вторая (2024)
- Конклав (2024) + Победитель: Лучший сценарий
- 5 сентября (2024)
- Боб Дилан: Никому не известный (2024)
- Мальчишки из «Никеля» (2024)
Лучший фильм (комедия или мюзикл)
- Эмилия Перес (2024) + Победитель: Лучшая актриса второго плана (Зои Салдана)
- Анора (2024)
- Претенденты (2024)
- Настоящая боль (2024) + Победитель: Лучший актер второго плана (Киран Калкин)
- Субстанция (2024) + Победитель: Лучшая актриса в комедии или мюзикле (Деми Мур)
- Злая: Сказка о ведьме Запада (2024)
Лучший международный фильм
- Эмилия Перес (2024)
- Все, что нам кажется светом (2024)
- Девушка с иглой (2024)
- Я все еще здесь (2024) + Победитель: Лучшая актриса в драме (Фернанда Торрес)
- Семя священного инжира (2024)
- Горная невеста (2024)
Лучший анимационный фильм
- Поток (2024)
- Головоломка 2 (2024)
- Мемуары улитки (2024)
- Моана 2 (2024)
- Уоллес и Громит: Самая дикая месть (2024)
- Дикий робот (2024)
Лучший телефильм или мини-сериал
- Оленёнок (мини-сериал) (2024) + Победитель: Лучшая актриса второго плана в сериале (Джессика Ганнинг)
- Все совпадения неслучайны (мини-сериал) (2024)
- Монстры (сериал-антология) (2022 – …)
- Пингвин (мини-сериал) (2024) + Победитель: Лучший актер в мини-сериале (Колин Фаррелл)
- Рипли (мини-сериал) (2024)
- Настоящий детектив (сериал-антология) (2014 – …) + Победитель: Лучшая актриса в мини-сериале (Джоди Фостер)
Лучшее кинематографическое/прокатное достижение
- Злая: Сказка о ведьме Запада (2024)
- Чужой: Ромул (2024)
- Битлджус Битлджус (2024)
- Дэдпул и Росомаха (2024)
- Гладиатор 2 (2024)
- Головоломка 2 (2024)
- Смерч 2 (2024)
- Дикий робот (2024)
«Золотой глобус» далеко не всегда совпадает с главной кинопремией мира — «Оскаром». Особенно в последние годы, когда из-за плохой репутации и скандалов премия потеряла привычные позиции в наградном сезоне. «Золотой глобус» состоит из журналистов, в то время как судьбу «Оскара» решают гильдии — продюсерская, режиссерская и актерская. Однако победа на «Глобусах» может дать хороший буст оскаровской кампании и помочь обратить больше внимания на фильмы-победители.
В заключение представляем новый фильм в наших обзорах наградного сезона, который впервые высветился именно в номинации на «Золотой глобус».
«5 сентября» (September 5, 2024, Германия/ США) реж. Тим Фельбаум — исторический триллер
Острая фаза конфликта на Ближнем Востоке подталкивает кинематографистов обращаться к другим трагическим сюжетам из его истории. Некоторые исторические события навсегда запечатлелись в нашей коллективной памяти, но лишь немногие из них так сильно повлияли на наше восприятие реальности, как захват заложников на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году.
5 сентября 1972 года палестинская террористическая организация «Черный сентябрь» проникает на территорию олимпийской деревни в Мюнхене и берет в заложники нескольких израильских спортсменов. Амбициозный продюсер ABC Sports Джеффри Мейсон (Джон Магаро) при помощи немецкой переводчицы Марианны Гебхардт (Леони Бенеш) переходит из спортивного режима в репортажный, чтобы повлиять на ситуацию и блеснуть перед шефом (Питер Сарсгаард).
Отличительная черта «5 сентября» — бешеный темп и вездесущее напряжение. Фильм посвящен не непосредственно заложникам или террористам, а тем, кто формирует живое повествование. Каждое решение становится стратегическим: как снять захват заложников, не помешав вмешательству сил правопорядка? Стоит ли продолжать прямую трансляцию, рискуя проинформировать самих террористов?
Это был поворотный момент в истории телевизионных новостей. Прямая трансляция командой журналистов Эй-би-си захвата заложников на мюнхенской Олимпиаде стала первым случаем, когда террористическая атака транслировалась в реальном времени на телеэкранах по всему миру. 22-часовой эфир смотрели 900 миллионов зрителей, аудитория больше, чем та, что наблюдала за высадкой человека на Луну.
«5 сентября» — это не просто триллер, а размышление о месте СМИ в современном обществе. В нем поднимаются вопросы, которые звучат и сегодня: как далеко должен зайти журналист, чтобы информировать? Где грань между репортажем и вуайеризмом? На примере хаоса Мюнхена-72 фильм показывает, как прямая трансляция трагедии может повлиять на ее развитие, и этот вопрос как никогда актуален в эпоху социальных сетей.
Режиссер Тим Фельбаум получил за сценарий ленты номинацию на «Оскар».