Существует в Беларуси миф о том, что наша страна всегда дружила с Польшей. Хоть и не братский народ, но самый надёжный союзник в истории. Мол, только теперь не хотим с ними знаться, хотя связывает нас общая судьба и даже общая держава – Речь Посполитая.
Начнем опять издалека. До самого правления князя Ягайло Польша не просто не была союзником ВКЛ, но даже соперничала с ней. А во время князя Гедимина даже начались активные военные действия за галицко-волынское наследство, спорное между двумя странами. Вооруженные столкновения велись с 1340 аж по 1392 год.
Это 50-летнее противостояние шло с переменным успехом. Заключались временные мирные договоры (например, при князе Ольгерде в 1377 году), но не более того. Самое интересное, что в официальных школьных учебниках по истории Беларуси эта война практически не упоминается, будто бы являясь таким же нежелательным событием в нашей истории, как и «кровавый потоп».
Следующий эпизод «союзных» отношений связан с 1385 годом, когда была заключена знаменитая Кревская уния. Не стоит усматривать в этом эпизоде какой-то особой любви к Литве. Скорее наоборот. Польские магнаты хотели с помощью Ягайло получить себе землю на территории ВКЛ. Лично для меня Кревская уния является первой каплей к общему упадку, как Польши, так и ВКЛ. Потому что не может один монарх хорошо править двумя независимыми друг от друга державами.
К счастью, благодаря князю Витовту в 1385 году удалось этого избежать. Витовт, сын Кейстута, которого Ягайла фактически предал, искал союзников везде – и у татар, и в Москве, и у крестоносцев, лишь бы свергнуть своего врага. В итоге Ягайло не выдержал и заключил Островское соглашение, по которому Витовт становился Великим князем, а Ягайло оставался королем польским. И еще практически на 40 лет две державы жили с разными монархами.
Уже после союзной победы в Грюнвальдской битве была заключена очередная, Городельская уния (1413), которая утвердила Кревскую унию.
Кстати, в 1430 году Витовт также смог бы стать королем наравне с Ягайло. То есть ВКЛ стало бы полностью независимым государством от Польши. Не может же быть два королевства с одним королем! Но этого не хотели польские магнаты, которые стремились к более широкому влиянию на ВКЛ. Именно они в 1430 году и выкрали корону от императора Священной Римской Республики, которая уже следовала к Витовту. А старый монарх просто не выдержал такого потрясения и вскоре скончался.
Дальше началась гражданская война, но не это главное. Важно то, что с этого момента каждый следующий Король Польский был также и князем ВКЛ. То есть правителем двух независимых государств. Государств с абсолютно разными интересами. Литовское княжество стремилось к самостоятельности, а польские магнаты наоборот хотели более тесного сотрудничества. Именно после смерти Витовта успехи страны на международной арене значительно упали. Да, по-прежнему развивались культура, наука, экономика… Но с военными поражениями и это отошло на второй план.
Последняя польско-литовская уния 1569 года – Люблинская, которая создала федеративное государство Речь Посполитую. Государство с разными законами, разной армией. В итоге, если война, то воюет Литва, а польские войска уже не находятся в ее власти. И хотя монарх в Речи Посполитой был один, государства все равно оставалось два. Причем и те и другие относились к другому с презрением. И те и другие тянули одеяло на себя. В итоге за два столетия существования государства практически полное отсутствие хоть каких-нибудь реформ, постоянные поражения в войнах с Россией, печально известное право «liberum veto»…
Как итог, закономерные три раздела Речи Посполитой. Да, никто не имел права вот так делить чужую территорию, но тут следует признать, что на международной арене побеждает тот, кто сильнее.
Дальше более чем на полвека история Польши и Беларуси пошла по разным дорогам. Вплоть до советско-польской войны 1919-1920 года. Война, которая должна была восстановить Речь Посполитую. Война, завершившаяся поражением СССР, заключением позорного мира, по которому территория Беларуси разделилась на две части. Советская часть подверглась сталинским репрессиям. Казалось, в Польше белорусам будет жить куда вольготнее. Свой язык, белорусские школы, литература… Мечта, одним словом.
Но не тут-то было. Имперские амбиции Польши оказались ничуть не меньше, чем у Советской России. Как итог – закрытие белорусскоязычных школ, искоренение белорусского языка в принципе.
Но наиболее показательный эпизод произошел во время Слуцкого вооруженного восстания, когда горстка белорусов-патриотов противостояло всей армаде Красной армии. Белорусское руководство обратилось за помощью к польскому правительству. Но не получило абсолютно ничего. Никакого союза, никакой общей истории.
В итоге напрашивается тот же вывод, что каждая страна самостоятельна и сама борется за свое существование. И давно пора осознать нам, что белорусы – самостоятельный народ со своим менталитетом и своей историей. Народ, составлявший основу населения ВКЛ. Народ с Великой историей, а если все мы постараемся, то и с Великим будущим.