Белорусский «Праклён»

ПраклёнНайвялікшы грэх нашага чалавека — у ягонай абыякавасці. У гатовасці ўсё дараваць, абы толькі “вайны не было”. Абы выжыць. Вось у чым грэх.

 

Долгое время автор этой рецензии обходил роман Валерия Гапеева «Праклён» стороной, несмотря на многочисленные положительные отзывы. Отпугивал и объем книги, и то, что другие произведения этого автора, к сожалению, прошли мимо. Но лучше поздно, чем никогда.

Начинается книга как обычная пасторальная проза – описание жизни современной белорусской деревни и обычного молодого парня, который вместе с братом живет в отцовском доме. Вот только уже в самом начале брат гибнет в пожаре, а главный герой остается на руинах дома – у него больше нет родных и места где можно жить. По легенде, весь их род был проклят, и теперь Владимир (так зовут главного героя) остался последним.

Эта простая завязка наводит читателя на мысль, что дальше будет история о поиске своего места в жизни. Она даже чем-то напоминает произведения Андрея Федоренко. Но дальше начинает происходить настоящая мистика. Произведение постепенно из реалистичного романа переходит в мистическое фэнтези с древними артефактами, волшебниками и оборотнями.

Если упростить сюжет, то можно сказать, что Валерий Гапеев рассказывает нам обычную историю борьбы добра со злом, света с тьмой. Причем борьба эта идет не только в современном мире. Несколько раз автор рассказывает нам о событиях прошлого. Причем в определенный момент напряжение достигает такой точки, что все конфликты магов из «дозоров» Сергея Лукьяненко кажутся игрой в песочнице.

Раней цемра блізка да ўлады стаяла, а цяпер — ва ўладзе варушыцца. Раней нішчылі тое, што на вачох было, а цяпер руйнуюць тое, што ў душах і сэрцах. Наступ ідзе…

Интересно, что Гапеев хорошо вписал мистические события в нашу реальность. Ведь его герои сами по себе простые люди. Они также влюбляются, зарабатывают деньги, дружат и враждуют. И все, что находится за гранью их понимания, воспринимают с недоверием, относятся как к событиям второстепенным. И герои романа не просто однотипные персонажи. Автор не только описывает их внешность и характер, но и судьбу. Почти у всех есть своя история, которую мы узнаем. Так мы можем понять, что это за люди и чего они стоят. Понравилось, что автор не только показывает светлую сторону медали, но и темную. Он также подробно рассказывает о главном антагонисте книги, как и о положительных персонажах, а в некоторых местах даже подробнее. Можно наблюдать постепенное зарождение тьмы в сердце человека, его переход на другую сторону.

Много внимания Валерий Гапеев уделил белорусским традициям и обрядам. Можно сказать, что у него получился «Код да Винчи» по-белорусски. Каляды и Купалье здесь превратились не в народные праздники, а в мистические обряды, вышиванка – в скрытый шифр, а старый медальон – в ценный артефакт..

В книге много эротических сцен, но они ее не опошляют, а скорее делают более реалистичной, дополняют основной сюжет. С другой стороны, в книге также присутствует большое количество сцен с алкоголем. Пьют тут довольно часто и все, как хорошие так и плохие (хорошие – больше). А учитывая, какую сейчас опасность представляет повальный алкоголизм для Беларуси, не хотелось бы, чтобы автор так много внимания уделял выпивке.

Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание – это рассуждения героев о белорусском этносе, его истории и менталитете. Отлично он показан через отношение людей к бизнесмену Антону (одному из положительных героев). Он фермер, поднимает белорусскую деревню, дает работу немногочисленным жителям, а те его практически ненавидят. Считают, что он живет за счет них.

«Праклён» — очень взрослый и серьезный роман. Проблемы, которые в нем поднимаются, актуальны как никогда – самоопределение, память о традициях, национальная гордость. Всем, кто до этого момента еще не прочитал этот роман, рекомендуем немедленно исправить данное упущение.

HVALI.BY