Библия музыкального тролля

Витаут Мартыненко - Rock on-line (2010)

В 2010 году белорусский журналист и музыкальный критик Витаут Мартыненко издал свою первую (если не учитывать работы в соавторстве) книгу Rock on-line, в которой собраны уже несуществующие в сети интернет-интервью с автором в «Музыкальной газете», а также интервью для «Радио Свобода» и материалы других ресурсов. Всё это сопровождается комментариями самого Мартыненко, разъяснениями своей позиции. В целом, данная книга представляет собой сбор ругани на музыкальных медийных просторах, но упоминаются также забавные факты о многих белорусских музыкантах современности и музыкальных критиках Беларуси. Большинство из упоминаний — негативной окраски.

Это сложно назвать книгой как таковой: скорее, это действительно тематический сборник для тех, кто «в теме». Ведь не зная, о чём и о ком ведётся речь в бурных дискуссиях, сложно не только уловить всю суть, но и вообще что-либо понять. Ведь, несмотря на то, что в Rock on-line, пускай и вскользь, но упоминаются популярные белорусские группы прошлых и нынешних лет (N.R.M., Neuro Dubel, Ляпис Трубецкой и т.п.), вы вряд ли здесь найдёте интересующие вас факты. А вот о менее известных сегодня широкой публике группах P.L.A.N. и Tesaurus информации предостаточно. Только не ясно: зачем так часто автор в своих комментариях ссылается на одни из своих любимых коллективов?

«Качественная музыка, некачественная… Это ботва для FM-форматчиков, потому что можно некачественно отражать реальность и что-то нести людям, а можно качественно щекотать медведю яйца, но это уже чисто потребительский разговор. Чтобы вы поняли до конца, ответьте себе на вопрос: что вам лучше подать к обеду – качественное говно или некачественный хлеб, если другого выбора нет?»

К сожалению, большая часть книга посвящена непонятным разборкам, а точнее троллингу не только в адрес автора, но и со стороны автора. В многочисленных спорах всплывают пикантные подробности о жизни участвующих в обсуждениях. И всё это непременно комментируется Витаутом Мартыненко. И, зачастую, в весьма жёсткой форме.

«Такое впечатление, что всех, кого допускают к работе на «Тузіне гітоў», сперва заставляют пройти курс молодого урода…»

Всё это написано как бы со стороны и не всегда от первого лица, что немного скрашивает мнения Мартыненко о своих оппонентах. Но местами, из-за постоянного перехода на личности, все обсуждения переходят в невероятную площадку с нецензурной бранью и кучей лишних слов и комментариев. Такой формат книги кажется странными. Было бы куда увлекательнее, если бы Витаут Мартыненко просто рассказал о своей работе за какой-нибудь конкретный период, вставляя избранные комментарии с различных форумов, а не перепечатывая их целиком. Ведь иногда дуэли троллей заставляют улыбнутся, а иногда встречаются весьма достойные утверждения от каждой из сторон дискуссии.

«Я беларус не таму, што нехта там антыбеларус, а проста так лёсам дадзена[…] Мы маглі нарадзіцца 20-гадовымі і 20-гадовымі памерці. А шчасьце ў тым, каб нарадзіцца бязмозглым, а потым набрацца розуму і памерці мудрым».

Или же взять стих, который Витаут Мартыненко шутливо приписал то ли Михаилу Булгакову, то ли Василю Быкову. Но пиком Rock on-line становится критика известных сегодня белорусских музыкальных критиков — такой вот каламбур.

«Але што сказаць пра астатніх «аўтарытэтаў» беларускага маскульта (маскульта, г.зн. нас апрацоўваюць іхнім дыхлафосам МАСАВА)?. Вы тут ужо чыталі пра многіх: выдавец «МГ» Анатоль Кірушкін – з Саратава, рэдактар часопісу «НОТ7» Алег Клімаў – з Караганды (і яўна не казах), былы музычны аглядальнік «БелГазэты» Дзьмітрый Безкаравайны – з Тулы г.д. Ці могуць яны адчуць боль беларуса (хай сабе й з польскімі, татарскімі, жыдоўскамі крывінкамі) за вынішчэньне той магутнай крывіцкай (ліцьвінскай) культуры, якая зрабіла нашу краіну знакавай старонкай у гісторыі чалавечай цывілізацыі […] Найбольш прышпільна тое, што вось тут я неяк напісаў, што ўсе яны дзейнічаюць спакваля, цішком, каб прыхаваць сваю мярзотнасць (яны самаўсьведамляюць яе), а потым падысьці да мяне і папрасіць аўтограф. Дык вось акурат на адной з прэзэнтацыяў падыходзіць нейкі хлопец і просіць: «Падпішыце, калі ласка, Паўліку. Я ваш даўні прыхільнік». Я паварочваюся да Мяльгуя й кажу: «Толя, Паўлік DeXta – памятаеш?» Мы, аднак, толькі ўсміхнуліся, адмахнуліся ад татальных падазрэньняў і падпісалі кнігу. Калі нават гэта быў і DeXta, дык і ён мае шанц стаць чалавекам».

К счастью, нам удалось связаться с героем этой маленькой истории и представить эту и ещё несколько цитат, связанных с ним (сам DeXta уже долгие годы проживает за пределами Беларуси). По его словам, он никогда в жизни Витаута Мартыненко не видел. Но вот такие весёлые сказки в очередной раз заставляют улыбнуться.

Rock on-line очень сложно осилить до конца, особенно если вам не знакомы многие из участников этих перепалок. С другой стороны, если вы в курсе всех событий из жизни музыкальной тусовки Беларуси, или, тем более, если сами в ней живете, то эта книга произведет на вас куда большее впечатление.

HVALI.BY