Герои Беларуси. Владимир Николаевич Карват

Герой Беларуси Владимир Николаевич Карват

23 мая — годовщина трагедии в которой погиб первый Герой Беларуси — Владимир Николаевич Карват, который ценой своей жизни спас десятки людей.

Биография Владимира Карвата

Владимир Николаевич родился в Бресте 28 ноября 1958 года. Закончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков, после чего был направлен на прохождение службы на Дальний Восток, где летал на самолете Миг-23, а также освоил модели Л-29, Су-27. Там дослужился от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке.

Несмотря на то, что большую часть своей службы Карват провел в России, после распада СССР он в 1994 году изъявил желание влиться в состав вооруженных сил Беларуси и уже 11 сентября 1994 года принял присягу и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61 авиабазы в Барановичах.

Вот как характеризует Владимира Карвата его сослуживец, подполковник Владимир Рябухин: «Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами. И Карват всегда оказывался прав…».

Со своей женой Ниной Карват познакомился еще в школе. Она поехала с ним в Россию, а затем вернулась в Беларусь. У пары родилось двое детей — сын и дочь.

Гибель Владимира Карвата

Ночью 23 мая 1996 года подполковник Владимир Карват совершал учебный полет на самолете Су-27. Вскоре после начала полета датчики самолета начали выдавать информацию о нарушении работы гидросистемы. Карват получил приказ возвращаться на базу и немедленно развернулся. Но вскоре датчики стали показывать нарушение работы и в других частях самолета. Су-27 стал практически неуправляемым.

Владимир Карват доложил об этом на землю и получил немедленный ответ – катапультироваться. Но на пути самолета находились населенные пункты. И в 22 часа 54 минуты самолет, с так и не катапультировавшимся пилотом, рухнул на землю в поле на скорости 30 м/с. Все это видели местные жители. Пожарные прибыли на место катастрофы 20 минут спустя, но спасти летчика уже не смогли. По словам свидетелей, руки Карвата лежали не на рычаге катапульты, а на штурвале. На момент гибели летчику исполнилось 37 лет.

По расшифрованным данным «черного ящика» стало понятно, что Карват до последнего держал ручку управления и пытался отвести угрозу от деревень.

Более подробно о катастрофе можно прочитать ЗДЕСЬ.

Увековечивание памяти

Именем Владимира Карвата названы:

  • средняя школа №8 города Бреста (там же создан музей Карвата);
  • средняя школа №182 Минска
  • мини-футбольный турнир;
  • улицы в Минске, Бресте и деревне Арабовщина;
  • именная стипендия Героя Беларуси, выдаваемая лучшему курсанту авиационного факультета Военной академии Беларуси;
  • сквер и бульвар в городе Барановичи;
  • именем Карвата названа Брестская областная организация общественного объединения «Союз офицеров запаса»;
  • памятник в Бресте;
  • памятник подвигу Карвата в деревне Арабовщина;
  • Владимир Карват навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиабазы.
  • документальные фильмы «Обыкновенный герой» и «Помнит небо».

К тому же в честь Владимира Карвата была выпущена почтовая марка и памятная монета. А на авиабазе в Барановичах создан музей Владимира Карвата.

  Памятник Карвату в БрестеПочтовая марка посвященная В.Карвату

Это интересно

В 2009 году произошел похожий случай, когда два белорусских летчика Александр Марфицкий и Александр Журавлевич на авиашоу в Польше, стараясь увести неисправный самолет подальше от польских деревень, также не катапультировались и погибли.

Еще один случай произошел 19 мая 2021 года. Под Барановичами разбился Як-130. Пилоты Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко до последнего старались отвести самолет от жилого района и катапультировались в последний момент, когда самолет находился на критически низкой высоте. Поэтому не выжили. В последнем случае оба летчика были также посмертно удостоены звания Героев Беларуси.

Владимир Карват является единственным обладателем медали «Герой Беларуси» старого образца. На углах имелись вставки из искусственного рубина, сама медаль была золотой, а колодка из позолоченного серебра. Форма колодки — трапециевидная. Начиная с 1999 года медаль «Героя Беларуси» стала другой — полностью копировала медаль «Героя Советского Союза», только колодка стала не красной, а красно-зеленой.

 

Другие статьи о героях Беларуси:

Павел Лукьянович Мариев

Александр Иосифович Дубко

Михаил Александрович Карчмит

Виталий Ильич Кремко

Михаил Степанович Высоцкий

Петр Петрович Прокопович

Василий Афанасьевич Ревяко

Михаил Андреевич Савицкий

Кирилл Варфоломеевич Вахромеев (Филарет)

Дарья Владимировна Домрачева

HVALI.BY