…ўсе лепшыя «мужчынскія» творы былі напісаны пра жанчын і дзеля жанчын. Іх партрэты і вобразы, узаемнае каханне ці халодная абыякавасць натхнялі пісьменнікаў на стварэнне шэдэўраў
Имеет ли право биограф рыться в грязном белье своего героя? С одной стороны – это не этично, с другой – как же без этого самого «грязного белья» и личной жизни можно в полной мере оценить жизнь человека? Особенно если это касается человека, который неразрывно связан с творчеством.
Перед тем как прочитать «»Донжуанскі спіс» Караткевіча» автор этих строк полазил по Интернету и почитал отзывы на книгу. Кто-то ее хвалил, Мартиновичу даже дали за нее национальную литературную премию. Но нашлись и те, кто от всей души поругал автора за его пристальное внимание к личной жизни писателя… Впрочем, забегая вперед, скажем — в книге ни один желающий не найдет этого самого «грязного белья». Автор говорит исключительно о влюбленностях Короткевича. И грязного в этом ничего нет, известный писатель предстает перед нами натурой романтичной и влюбчивой, а это еще больше дополняет образ Владимира Короткевича.
Основная часть книги рассказывает о всех (известных) женщинах, которых любил Владимир Короткевич. Не скажем, что список таковых оказался слишком длинным – всего 10 имен. Причем двое из них взяты в кавычки.
Внутренние переживания писателя автор книги оценивает используя письма Короткевича, воспоминания его друзей, воспоминание самих героинь из списка. Но главное, Мартинович пытается связать женские образы в произведениях классика с реальными женщинами. И, стоит отметить, именно через эту связку удается узнать гораздо больше информации, чем из других источников.
Главный недостаток этой работы – ее неоднородность. Информация об отдельных девушках умещается всего на 3-4 страницах, другим же, наоборот, уделяется не менее десятка страниц. Понятно, что связано это с обилием информации об одних и отсутствием о других. Но все же…
Также интересно, почему автор так мало уделил места описанию семейной жизни Короткевича. Все-таки писатель прожил со своей супругой немало лет вместе и, вероятно, в их жизни были интересные моменты. И с поиском информации не возникло бы проблем.
Также в книгу вошли 2 эссе Дениса Мартиновича и одно мини-расследование.
«Залаты век» кожнай літаратуры не прыходзіць з узмахам чарадзейнай палачкі добрага чараўніка. Яго чакаюць, але да яго і рыхтуюцца, пераадольваюць праблемы і такім чынам адказваюць на выклік часу.
Одно из эссе, «Калі прыйдзе беларускі Андрэ Маруа?», посвящено роли жанра биографии в литературе. А конкретнее – биографии писателей. И почему их отсутствие серьезно сказывается на развитии литературного процесса. Мартинович упрекает, что в современной белорусской литературе не хватает популярных биографий наших классиков. Точнее их вообще практически нет. В целом мы полностью согласны с данной точкой зрения. С другой стороны, сам Денис Мартинович может показать пример для остальных, написав популярную биографию того же Короткевича.
Калі нацыя адчувае сваю еднасць з мінулым, дык з гэтага і вынікае яе ўяўленне пра «залатое стагоддзе».
Второе эссе, «Пераможцы і пераможаныя» – это оценка роли исторической прозы в контексте национальной литературы. Автор сравнивает белорусскую историческую прозу с похожими аналогами Польши и России. И вычленяет несколько особенностей, которые, к сожалению, присутствуют в белорусской литературе. Первый – это отсутствие связи текущего белорусского поколения со своей историей. Очень маленький процент людей сегодня может ассоциировать себя с княжеством Литовским, Речью Посполитой или удельными русскими княжествами. Для большинства же история нашей страны начинается в XIX, максимум в XVIII веке. То есть с присоединения нашей территории к России. Да что уж там говорить, Петра I многие считают «нашим» правителем.
Вторая особенность – отсутствие счастливой концовки. На нескольких примерах автор показывает, что белорусская историческая проза сама по себе пессимистична, у нее нет продолжения после финальных строк.
В конце автор рассуждает о полумифической второй части романа «Каласы пад сярпом тваім». Точно известно, что Короткевич как минимум планировал написать его. Дальнейшая же судьба скрыта пеленой тайны. Кто-то считает, что роман был почти дописан, но он пропал, когда квартиру писателя обокрали. Другие думают, что Короткевич его не успел начать. Денис Мартинович идет другим путем – он пытается сложить возможное продолжение из того, что писатель уже успел написать – это в основном рассказы, действие которых как раз и развивается после событий романа. Так что желающие прочитать вторую часть «Каласоў» могут воспользоваться шпаргалкой от Мартиновича – что и в каком порядке надо читать.
В целом же издание «»Донжуанскі спіс» Караткевіча» получилось очень достойным. Автор проделал немалый труд чтобы собрать и обобщить информацию о любимых женщинах писателя. Так что все ценители творчества Короткевича должны познакомиться с трудом Мартиновича в обязательном порядке. Для остальных же он может стать поводом для начала знакомства с творчеством белорусского классика.