In Venetia Veritas: История Венецианского кинофестиваля

Венецианский кинофестиваль. История

В 1932-ом году в Италии начал проводиться, первым в мире, Венецианский кинофестиваль. Появление «кинофестиваля» как особого смотра кино серьезнейшим образом повлияло на всю киноиндустрию в целом. Один из самых престижных мировых кинофорумов никогда не разочаровывает публику. На остров Лидо съезжается множество звезд, а в программе фестиваля собраны одни из самых ожидаемых премьер нового сезона.

На протяжении многих столетий итальянский город Венеция держит марку важного политического и культурного центра Европы. Венецианская республика под руководством правителей-дожей со Средних веков до Нового времени занимала особое место среди стран Средиземноморья. Тысячелетнюю историю имеет и знаменитый карнавал, проходящий в феврале. Миллионы туристов со всего мира съезжаются прокатиться на гондолах по узким каналам города-острова.

Будучи своеобразной «законодательницей мод», неудивительно, что именно Венеция дала миру такое понятие, как «кинофестиваль». Пережив и годы звездной славы, и эпохи забвения, здешний киносмотр уверенно входит в тройку влиятельнейших (наряду с Каннами и Берлином). Даже на пороге своего восьмидесятилетия этот «почетный патриарх» может дать фору молодым и дерзким. За долгие годы Венецианскому кинофестивалю, или Мостре (от итал. Mostra — «смотр»), не раз приходилось доказывать свое право на существование, возрождаться как птица Феникс, меняться и трансформироваться.

«Дедушка» всех фестивалей

Венецианский кинофестиваль родился и вырос из проводившейся здесь с конца XIX века биеннале художественных искусств. Основателями стали успешный бизнесмен граф Джузеппе Вольпи и генеральный секретарь института кино Лучано Де Фео. Именно им первым пришла в голову идея устроить показ специально отобранных фильмов в рамках биеннале. Предложение горячо поддержал лидер Италии Бенито Муссолини. Его и принято считать «крестным отцом» фестиваля.

Очевидно, что фашистским руководством учитывалась в первую очередь не художественная, а идеологическая составляющая проекта. Оно хорошо понимало огромный пропагандистский потенциал «самого молодого из искусств» и различными способами старалось поставить его себе на службу. Зловещая тень «маленького дуче» до сих пор висит над Мострой, однако сейчас это уже достояние истории.

Как упоминалось ранее, появление «кинофестиваля» как особого смотра кино серьезнейшим образом повлияло на всю индустрию в целом. Даже Каннский форум создавался в пику Венеции, а идею проведения Московского международного кинофестиваля (ММКФ) Сталин, как считается, позаимствовал у своего итальянского коллеги по «диктаторскому фронту».

«Первому киносмотру приготовиться»

Борис Карлофф в фильме «Франкенштейн» (1931 г.)
Борис Карлофф в фильме «Франкенштейн» (1931 г.)

Первый Венецианский кинофорум был проведен в 1932 году. Эпицентром событий стал Лидо — остров в Венецианской лагуне, где с 6 по 21 августа в отеле Excelsior и состоялся смотр. Среди приглашенных звезд блистали Грета Гарбо и Кларк Гейбл, а также «почетный монстр Франкенштейна» Борис Карлофф. По иронии судьбы первым показанным фильмом был американский хоррор «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (обласканная прессой и достаточно инновационная по тем временам экранизация романа Роберта Льюиса Стивенсона).

В общей сложности фестиваль посетило около 25 тысяч зрителей, которые голосованием и определили победителей в нескольких номинациях. В частности, лучшей мужской ролью была признана работа Фредрика Марча в вышеупомянутом «Докторе Джекилле…» (наградой отметили также сценарий ленты), а лучшей режиссерской работой — «Путевка в жизнь» советского кинематографиста Николая Экка.

 

Бенито и компания

Следующая Мостра состоялась в 1934 году. Тогда впервые появилась награда за лучший фильм, которую довольно претенциозно назвали «Кубком Муссолини». Некоторое время наряду с «Оскаром» это был единственный международный приз в области кино, что придавало ему особый авторитет и престиж. Однако внимание общественности в тот год было приковано не к новоиспеченному призу, а к австрийской актрисе Хедвиг Кислер. В показанном на фестивале фильме «Экстаз» она появлялась полностью обнаженной в десятиминутной сцене купания. «Экстаз» получил приз за лучшую режиссуру, тем не менее был подвергнут остракизму консервативной общественностью. В частности, против него выступил Папа Римский Пий XII.

«Офелии» не удалось скрыться от пуританского ока Пия XII
«Офелии» не удалось скрыться от пуританского ока Пия XII

Начиная с 1936 года у конкурса появляется жюри. В 1937 году на Лидо был построен Дворец кино, ставший постоянным местом проведения фестиваля.

Награждение в 1938 году немецкого пропагандистского фильма «Олимпия» повлекло за собой бойкот со стороны международного кинематографического сообщества и создание Каннского фестиваля. На несколько лет Мостра превратилась в визуализацию басни Крылова «Кукушка и Петух», когда немецкие и итальянские кинодеятели восхваляли и осыпали призами исключительно друг друга.

Последний раз «Кубок Муссолини» вручили в 1942 году: в военные годы, понятное дело, было не до кинофестивалей и наград.

 

«Двадцать лет после войны»

На страже киноискусства
На страже киноискусства

Восстановление и возрождение после войны протекало болезненно как для всего общества, так и для киноиндустрии в частности. Тем не менее царившая разруха поспособствовала появлению нового жанра — итальянского неореализма. Кинематографисты перешли от громоздких и дорогих павильонных съемок к натуре, к реалистичному изображению жизни простых людей.

Обновление затронуло и главный приз смотра. Не мудрствуя лукаво его окрестили «Золотым львом», сделав таким образом отсылку к гербу города Венеция.

В начале 50-х Мостра стала фактически «воротами в большой мир» для японского кино. Фильмы Акиры Куросавы, Кэндзи Мидзогути, Хироси Инагаки не раз попадали в конкурсную программу, где получали призы и премии различного калибра, а Куросава и Инагаки увозили в Страну восходящего солнца даже «Золотых львов».

 

Кризисное десятилетие (196979)

Военное лихолетье осталось позади, смотр в Лидо динамично развивался, но жизнь не терпит застоя и постоянно предлагает испытания. Подрастало новое поколение, не помнившее ужасов войны и недовольное тем курсом, по которому развивалось общество. Студенческие волнения 1968 года, прокатившиеся по многим государствам Европы, не только оказали серьезное влияние в социальной сфере (напомним, что одним из результатов, помимо всего прочего, стало внеплановое закрытие Каннского кинофестиваля того года), но и больно ударили по политическому истеблишменту.

Итальянское правительство, дабы не допустить подобного казуса у себя, вмешалось в организацию венецианского смотра и попыталось изменить принципы отбора и награждения фильмов. Получилось как с медведем из сказки «Теремок» — благие намерения власть имущих привели фестиваль в тупик. На десятилетие Мостра погрузилась в летаргический сон. Жюри не было, награды не вручались, все представленные ленты демонстрировались вне конкурса. Несколько раз фестиваль вообще не проводился.

 

Возрождение легенды

Пробуждение к новой жизни состоялось в 1979 году. Спасителем Мостры стал режиссер Карло Лиццани. Вместе с комитетом экспертов он вернул существовавшую ранее систему оценки и премирования лент, серьезно расширил критерии поиска и отбора участников. Всё это благотворно сказалось на фестивале, который в очередной раз возродился из пучины забвения и очень скоро вернул авторитет в киномире.

Вероятно, некоторые в 1988-м году желали проделать с М. Скорсезе нечто подобное
Вероятно, некоторые в 1988-м году желали проделать с М.Скорсезе нечто подобное

Не обходилось и без скандалов. Так премьера в 1988 году ленты Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» ознаменовалась возмущениями консерваторов всех мастей. Режиссер Франко Дзефирелли даже отозвал свою картину «Молодой Тосканини» с конкурса. Хотя по сравнению с тем, какими акциями протеста сопровождался кинопрокат «Последнего искушения…» в США, в Венеции всё было спокойно и цивилизованно.

90-е прошли под знаком азиатского кинематографа, а в последние годы тренд задают мексиканские режиссеры. В 2017 году жюри под руководством Аннетт Бенинг присудило «Золотого льва» социальной фэнтези-сказке «Форма воды» Гильермо дель Торо, а в 2018 году из Венеции с главным призом за фильм «Рома» вернулся Альфонсо Куарон.

Несколько лет назад на Мостре появился специальный конкурс VR-фильмов. В старых ангарах на острове Лазаретто (от его названия, кстати, и произошло слово «лазарет»), где раньше держали прокаженных и больных чумой, теперь показывают новаторское кино, снятое с использованием дополненной реальности.

2019 год также стал своего рода революционным. Впервые главный приз получил кинокомикс — «Джокер» Тодда Филлипса. Есть мнение, что этот факт можно расценивать как своеобразный пропуск в «высшее общество» для целого жанра, очень популярного, но рассматриваемого доселе исключительно как мейнстримное развлечение.

Пантеон победителей

В разные годы победителями Мостры становились такие ленты, ныне входящие во всевозможные топы лучших фильмов, как «Расёмон» Акиры Куросавы (1950 г.), «Слово» Карла Теодора Дрейера (1955 г.), «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене (1961 г.), «Три цвета: Синий» Кшиштофа Кесьлёвского (1993 г.), «Фейерверк» Такеши Китано (1997 г.).

Маэстро Тинто Брасс, кажется, не переживает из-за отсутствия главных наград
Маэстро Тинто Брасс, кажется, не переживает из-за отсутствия главных наград

Если говорить о рекордсменах, то по два «Золотых льва» в своей карьере получили китайский режиссер Чжан Имоу и французы Луи Маль и Андре Кайат. Трижды пока не побеждал никто.

Дважды лауреатами главного приза Мостры становились советские кинематографисты: Андрей Тарковский в 1962 году за «Иваново детство» и Никита Михалков в 1991 году за фильм «Урга — территория любви». В дальнейшем подхватили «эстафету» российские режиссеры Андрей Звягинцев, чей дебютный фильм «Возвращение» был отмечен «Золотым львом» в 2003 году, и Александр Сокуров, получивший аналогичную награду в 2011 году за «Фауста».

Призы различного калибра с Лидо увозили Александр Роу, Марлен Хуциев, Сергей Соловьев, Андрей Кончаловский и другие. В 1979 году, как раз когда фестиваль переживал возрождение, за лучшую мужскую роль в фильме «Осенний марафон» был отмечен выдающийся актер Евгений Леонов.

Структура фестиваля

Ядро программы кинофестиваля — основной конкурс. В него попадают только мировые премьеры художественных фильмов, которые отбирает директор смотра вместе с группой экспертов. Как в Каннах и Берлине, судит конкурс международное жюри, состоящее из видных деятелей кино и искусства.

Главной наградой фестиваля — «вожаком» своеобразного «прайда призов» — является «Золотой лев» за лучший фильм. Второй по значимости приз, присуждаемый за фильм — «Серебряный лев» («Гран-при жюри»). Замыкает основную тройку наград еще один «Серебряный лев» — лучшему режиссеру. Также вручается «Специальный приз жюри» за различные достижения.

«Укротительница львов». В главной роли — София Коппола
«Укротительница львов». В главной роли — София Коппола

Лучшая мужская и женская актерская игра отмечаются «Кубком Вольпи». Награда названа в честь одного из основателей фестиваля. Существует правило, согласно которому «Кубок Вольпи» нельзя вручать актерам фильма, взявшего главный приз.

Молодые актеры и актрисы могут претендовать на «Премию Марчелло Мастроянни». Ее, как и «Приз Луиджи ди Лаурентиса» — «Лев будущего», за лучший дебют — вручает специальное жюри. Нетрудно заметить, что Венецианский фестиваль отличается от собратьев большим количеством «именных» призов.

Как и на других значимых киносмотрах, на Мостре вручаются призы от фестивальной прессы — ФИПРЕССИ, награды различных ассоциаций критиков. С 2007 года в «прайде» появился «Голубой лев», которым награждают фильмы, затрагивающие тему ЛГБТ-сообщества.

Вторая по значимости программа называется «Горизонты». Изначально она создавалась как смотр молодого новаторского кино. Сейчас, по сути, «Горизонты» стали «младшим братом» основного конкурса (как и «Особый взгляд» в Каннах) и трамплином для начинающих авторов. Если твою работу хорошо оценили здесь, то высока вероятность, что следующий фильм уже поборется за «Золотого льва».

Весьма интересны и параллельные программы — «Международная неделя критики» и «Конкурс авторского кино». Именно они нынче представляют самые авангардные, нестандартные и бескомпромиссные ленты. Есть также отдельные конкурсы для короткометражных работ, полуночные внеконкурсные показы. В общем, широчайший спектр и многообразие форм современного киноискусства.

На пороге грядущего

Некоторые снобы обвиняют Венецианский фестиваль в потакании мейнстриму и вкусам массового зрителя, называют чуть ли не «репетицией Оскара». Отчасти это верно: количество американских фильмов, которые с Лидо «чартерным рейсом» направляются за золотыми статуэтками и глобусами, за последние годы действительно выросло. Однако это не идет ни в какое сравнение с киносмотрами в Торонто, а особенно в Теллурайде, организаторы которого обладают просто невероятным чутьем на будущих номинантов премии Киноакадемии.

Ничего нет нового под луной — обвинения в отходе от традиций, предательстве канонов Венецианскому фестивалю за свою долгую историю приходилось выслушивать не раз. Из последних значительных примеров можно привести основание в 2006 году Римского кинофестиваля, на который возложили надежду на спасение итальянского кинематографа от засилья «голливудщины».

В любом случае «патриарх всея кинофестивалей» не стремится во что бы то ни стало угодить «молодежи», а прозорливо смотрит вперед, стараясь самому задавать тренды, чтобы оставаться обсуждаемым и актуальным. Он меняется, как меняется мир вокруг, как меняется само киноискусство — и в этом, без сомнения, его сила и истина.

Куда ты, дорожка, нас привела…

 

По материалам интернет-ресурсов:

ru.wikipedia.org

snob.ru

calend.ru

konkurent-krsk.ru

proficinema.ru

HVALI.BY