27 января 2024 года стали известны лауреаты независимой премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон». Лучшим игровым полнометражным фильмом по итогам голосования стал «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, американского режиссера с русскими корнями.
В экспертный совет премии входят 76 критиков, а рассматривалось изначально 54 отечественные картины. В группы по направлениям также входили ещё 6 специалистов по анимационному и документальному кино.
Премию «Голос» вручали кинокритики до 35 лет. В составе этого жюри фильмы оценивали еще 27 человек. Таким образом, премия «Белый слон» выразила мнение более 90 киноведов, кинокритиков и киножурналистов разных поколений.
Премия критиков существует в отработанном формате уже не первое десятилетие, но в последние три года вынуждена адаптироваться к изменившейся ситуации в кинопроизводстве и кинопрокате. За 2022 год «Белого слона» было решено не присуждать из-за участившихся случаев, когда фильмам отказывают в выдаче прокатных удостоверений. Но по итогам 2023 года критики наградили «Сказку» Александра Сокурова, показанную только на фестивалях и доступную в YouTube, а ее основным конкурентом стал тогда «Пациент №1» Резо Гигинеишвили, до российских кинотеатров так и не дошедший.
По итогам 2024 года картина выглядит иначе. Практически все номинированные на премию игровые фильмы или вышли в прокат, или скоро выйдут. Некоторые — как «Воздух» Алексея Германа-младшего, получивший шесть номинаций, но в итоге ни одной награды,— имели заметный кассовый успех. Это еще в большей степени относится к фильму-победителю «Мастер и Маргарита», до того успевшему стать одним из лидеров годового бокс-офиса.
Лучшим сериалом критики назвали весьма смелую версию «Преступления и наказания» Владимира Мирзоева с Иваном Янковским в главной роли.
Свой «Голос» молодые критики присудили дебютной картине «Пепел и доломит» Томы Селивановой, мировая премьера которой состоялась год назад на Роттердамском кинофестивале.
Номинанты в категории «Лучший фильм» и основные победители
- «Мастер и Маргарита» (2023) + Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Аугуст Диль) + Победитель: Лучший сценарий
- «Вечная зима» (2024) + Победитель: Лучшая главная мужская роль (Александр Робак)
- «Воздух» (2023)
- «Кончится лето» (2024)
- «Папа умер в субботу» (2024) + Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Самал Еслямова) + Победитель: Лучший полнометражный игровой дебют
- «Снег в моём дворе» (2024) + Победитель: Лучший режиссер (Бакур Бакурадзе)
«Мастер и Маргарита» (2023, Россия, реж. Михаил Локшин) — драматическое фэнтези
Известный писатель на взлете своей карьеры оказывается в центре литературного скандала. Спектакль по его пьесе о Понтии Пилате снимают с репертуара московского театра за критику власти и пропаганду религиозных учений. Произведение запрещают на заседании Союза писателей, коллеги демонстративно избегают встречи с писателем, в считаные дни он превращается в изгоя.
Отчаявшийся писатель случайно встречает замужнюю Маргариту (Юлия Снигирь), которая становится его любовницей и музой, а самого писателя она называет Мастером (Евгений Цыганов). Воодушевленный её любовью и поддержкой, писатель берется за новый роман о себе и своем окружении. В этом романе персонажи — это люди из окружения Мастера, а Москву посещает Сатана, замаскированный под иностранного консультанта Воланда (Аугуст Диль).
У фильма «Мастер и Маргарита» феноменальная производственно-прокатная судьба. Запущенный в одну эпоху, еще до эпидемии ковида, он появился уже в другой. Задуманный как амбициозный проект экранизации российской классики при солидной господдержке, вызвал недовольство патриотической общественности актуализацией культового романа и предполагаемыми аллюзиями на современную Россию. Однако он приобрел и зрительскую популярность, собрав почти $30 млн и признание профессиональной критики.
«Вечная зима» (2024, Россия, реж. Николай Ларионов) — драма
События разворачиваются в середине нулевых в Магнитогорске. В семье случилось страшное горе: сын-старшеклассник был жестоко избит на улице, а позже от полученных травм скончался в больнице. Владимир (Александр Робак) и Елена (Юлия Марченко) по-разному переживают трагедию. Она пытается разобраться с прошлым и собственными чувствами. Он одержим местью и стремится восстановить справедливость. Чтобы сохранить отношения и найти силы жить дальше, каждому предстоит пройти свой особый путь и растопить зиму в сердце.
Фигура отца в фильме центральная, а суровый Робак вновь после «Снегиря» играет вредного наставника, чьи советы косвенно становятся причиной гибели интеллигентного юноши.
«Вечная зима» участвовала в кинофестивалях в Сан-Паулу, Стамбуле, Каире и Санто-Доминго.
«Воздух» (2023, Россия, реж. Алексей Герман мл.) — военная драма
Весна 1942 года. Красная армия терпит ряд болезненных поражений на фронте. Ленинград в блокаде. Единственная транспортная магистраль, которая поддерживает город продовольствием, медикаментами и всем необходимым, — Дорога жизни. Она проходит по замерзшему Ладожскому озеру. Но там машины не только проваливаются под лед, но и постоянно попадают под обстрелы немецкой авиации.
Потери среди советских летчиков велики, так что на Ленинградский фронт поступает группа молодых летчиц. Катя, Женя и Маша будут служить под началом подполковника Алексея Астафьева (Сергей Безруков). Примером для них служит более опытная Рита: она участвовала еще в советско-финской войне. Двигатели у самолетов Красной армии слабые, радио неисправно. Поэтому каждый вылет может стать последним.
Коллеги-мужчины поначалу относятся с презрением к молодым летчицам и советуют им сразу отправиться на полевую кухню варить борщи. Однако смелые девушки в боях доказывают, что прекрасно управляют самолетами.
Фильм не похож на другие российские военные драмы. Каждый год в России выходят новые фильмы о Великой Отечественной войне. В большинстве своем это патриотические картины об успехах военных на фронте вроде «Танков» или ленты «Мария. Спасти Москву». Их создатели часто забывают о цене победы и оставляют в стороне человеческие жертвы и страшные обстоятельства сражений.
Отец режиссера «Воздуха», Алексей Герман — старший, снял две классические и неординарные отечественные картины о Великой Отечественной: «Двадцать дней без войны» и «Проверка на дорогах». Герман-младший впервые обращается к этой теме.
«Кончится лето» (2024, Россия, реж. Максим Арбугаев/ Владимир Мункуев) — драматический триллер
27-летний Кеша (Юрий Борисов) возвращается в родной якутский поселок после отбытия тюремного срока. Его встречают отец и младший брат Тима (Макар Хлебников), 17-летний выпускник школы, мечтающий поступить в институт на бюджетное место.
Кеша стремится начать новую жизнь: найти работу, накопить денег и определить дальнейший путь. Он устраивается в золотодобывающую артель, которую когда-то его отец основал вместе с компаньоном, однако вскоре сталкивается с обманом со стороны старателей и теряет работу.
Оставшись без средств и перспектив, Кеша решает отомстить обидчикам, похитив золото. Он втягивает в это преступление младшего брата, и вместе они пускаются в бега, пытаясь скрыться от преследования.
У фильма такой же зрительский потенциал, как и у прошлогоднего «Снегиря»: это простая, но мощная история с неожиданными сюжетными поворотами, трагедия античного или, можно сказать, библейского характера. Картина снята на основе реальной истории и получила Гран-при кинофестиваля «Маяк» в 2024 году.
«Папа умер в субботу» (2024, Россия, реж. Зака Абдрахманова) — драма
Айко (Лаура Турсунканова) 30 лет, она гримерша, работающая на съемках клипов, рекламы и кино. Особенному таланту девушки радуются актеры, заменить ее трудно. Но это приходится сделать, ведь к Айко приходит печальная весть: умер ее отец. Девушка собирается на три дня на его похороны в Казахстан.
Правда, поездка дается ей непросто. Перед звонком матери Жанель (Венера Нигматулина) она повторяет: «Я супергерой, я супергерой!» Но на глазах девушки выступают слезы — даже если Айко и правда супергерой, то не всесильный. По мнению семьи, Айко в некотором роде предательница — уехала из родного села, не осталась рядом с семьей. В общем, поступила не по-людски.
Удивительным образом у отца, во-первых, обнаружилось три жены, во-вторых, для каждой женщины в семье он был хорошим — дружелюбным и заботливым. Образ из детства Айко разительно не вписывался в эту концепцию. Девочке, когда-то сбежавшей из дома ради лучшей жизни в столицу России, отец вспоминался исключительно с тьмой за пазухой и кулаком у лица мамы.
«Папа умер в субботу» — это один из сильнейших отечественных дебютов текущего сезона. Фильм поднимает сложную тему и обращается к зрителю с трудным вопросом: можно ли простить жестокосердие, если человек уже умер.
«Снег в моём дворе» (2024, Россия/ Грузия, реж. Бакур Бакурадзе) — драма
Раньше Леван (Леван Гоголадзе) выступал за сборную Грузии по регби, а сейчас на пенсии, с диабетом и паническими атаками, и экс-спортсмену приходится ежедневно принимать лекарственные препараты. От бывшей жены у Левана трое детей, их он навещает изредка. Пенсия маленькая, так что приходится брать у соседей в долг, просить деньги на лекарства у знакомых и даже подворовывать, заручившись помощью юного напарника.
Однажды на письмо Левана в соцсетях натыкается московский режиссер Гиви (Бакур Бакурадзе). Он на пару лет старше Левана, они учились в одной школе в Тбилиси — правда, не виделись больше 30 лет. Москвич хочет помочь старому другу и предлагает ему вести дневник, в котором Леван рассказывал бы о своих буднях. За каждую страничку Гиви готов платить пять лари. Благодаря общению в социальной сети, друзья начинают друг другу помогать. Леван открывается для Гиви с новой, неожиданной, стороны, а сам Гиви получает возможность вернуться в детство, в свой родной город.
«Снег в моём дворе» — размеренный, порою смешной, но преимущественно грустный фильм о мужчинах разной судьбы и парадоксально схожей неустроенности.
Мировая премьера картины состоялась на Шанхайском кинофестивале в 2024 году, где Бакурадзе получил приз за лучшую режиссуру.