Фестиваль в Торонто долгое время существовал, что называется, на периферии кинематографической жизни. Его воспринимали как достаточно популярное у рядового зрителя, но все-таки местечковое явление, и уж, конечно, не считали за ровню, например, Венеции и тем более Каннам. Как же так получилось, что в киномире последние годы только и разговоров, что о Торонто? Действительно ли этот фестиваль составляет мощную конкуренцию «золотой тройке», или вокруг него надувается искусственный медийный пузырь? В чем секрет его популярности? Попробуем разобраться.
«История фестиваля: Детство»
Международный кинофестиваль в Торонто (Toronto International Film Festival, или TIFF) был основан в 1976 году. Первоначально он создавался как этакая «сборная солянка», «фестиваль фестивалей», на котором демонстрировали лучшие фильмы, показанные на различных киносмотрах в течение года. Кстати, «Фестиваль фестивалей» — таким и было его первоначальное название. Свое привычное имя он получил лишь в 1994 году.
Основателями TIFF стали канадские продюсеры Билл Маршалл, Хенк Ван дер Колк и Мюррей «Дасти» Кол. Первый фестиваль проходил с 18 по 24 октября 1976 года. Тогда показы посетило около 35 000 зрителей. В десяти программах смотра участвовало 127 фильмов из 30 стран мира. По иронии судьбы среди представленных лент не было голливудских, т.к. боссы американского кино посчитали, что аудитория нового фестиваля будет слишком узкоцелевой для их продукта.
Маршалл, Ван дер Колк и Кол сами отбирали ленты для первых программ. Их основной целью было сделать максимально зрительский проект, где к участникам не относились бы так высокомерно, чопорно и холодно, как на «классических» фестивалях.
Для первого показа планировалась лента «На пути к славе» — кинобиография выдающегося фолк-исполнителя Вуди Гатри, однако основателям фестиваля не удалось договориться о ее демонстрации с продюсерами. Вместо нее был показан французский фильм «Кузен, кузина».
В целом, первый фестиваль не вызвал никакого ажиотажа, даже канадская пресса не особо охотно освещала его. Звездные гости не приехали, все проходило весьма тихо и скромно. Единственным достижением можно считать успешный показ документальной ленты «Округ Харлан, США», впоследствии получившей «Оскар» в соответствующей номинации.
На второй год дела пошли значительно веселее, фестиваль передвинулся на сентябрь, на него обратили внимание звезды и пресса.
В 1978 году на TIFF случился первый громкий медийный скандал. Фильм «Хвала пожилых женщин» (о парне, ищущем любовных утех с дамами постарше) подвергся цензуре со стороны «Совета по цензуре провинции Онтарио». Дельцы от кино воспользовались создавшейся шумихой и перепродали билеты на показ, в результате многие зрители не смогли попасть на сеанс, что привело к волнениям и беспорядкам.
В начале своего существования фестиваль в Торонто находился в серьезной схватке с Монреальским киносмотром за внимание индустрии, однако уже к середине 90-х обставил конкурента по всем фронтам.
«История фестиваля: Отрочество»
Подлинную популярность фестиваль начал набирать с начала 80-х, когда успех или провал какого-либо фильма у местной публики мог повлиять на его дальнейшую судьбу. Например, триллер Жана-Жака Бенекса «Дива» (1981) провалился в европейском прокате, но был очень тепло принят в Торонто и впоследствии стал международным артхаусным хитом.
Знаменательным для киносмотра стал 1983 год. Впервые была представлена программа «Современное мировое кино», затем ставшая фактически основной. Также в этот год состоялась премьера ленты «Большое разочарование». Продюсировавшая ее Columbia Pictures не была уверена в успехе картины и решила использовать Торонто в качестве своеобразного испытательного полигона. На премьеру прибыли звезды фильма Гленн Клоуз, Уильям Хёрт и Кевин Клайн, причем они вместо того, чтобы подъехать к кинотеатру на лимузине, прошлись до него пешком по улицам города, пообщавшись с публикой и журналистами. «Большое разочарование» стало большим успехом, заработало «Приз зрительских симпатий», а через несколько месяцев — и три номинации на «Оскар», включая лучший фильм.
С этих пор интерес мейджоров голливудской индустрии к канадскому фестивалю стал неуклонно расти. Студии перестали скупиться на приглашение звезд и организацию ярких показов и вечеринок.
Фестиваль в Торонто поспособствовал продвижению на американском кинорынке дона Педро Альмодовара, чьи «Женщины на грани нервного срыва» (1988) были показаны здесь и подготовили почву для оскаровского триумфа «Всё о моей матери» и «Поговори с ней» десятилетием спустя.
«История фестиваля: Юность»
В 1990 году были открыты Синематека TIFF и справочная библиотека фильмов, целью которых является сохранение и исследование кино. В 1998 году на базе TIFF был запущен фестиваль детского кино.
Популярность смотра росла просто в геометрической прогрессии. Так в конце XX века журнал Variety написал, что фестиваль «по звездности, активности и медийности уступает только Каннам», а уважаемый в киносообществе критик Роджер Эберт отметил, что «Канны, конечно, всё еще более значительное событие, но TIFF полезнее и важнее».
Следующий переломный момент в истории фестиваля произошел в 1999 году, и связан он с победой «Красоты по-американски» Сэма Мендеса. Именно тогда в головах представителей индустрии окончательно закрепилась парадигма «успех в Торонто = успех на «Оскаре»».
«Миллионер из трущоб» значительно обязан TIFF всеми своими кассовыми сборами и призами. Немногие знают, что дистрибьютор не верил в его успех от слова «совсем» и хотел сразу выпустить на видео. Всеобщее признание в Торонто и — вуаля! — фильм-андердог едет прямиком за восемью «Оскарами».
Серьезный скандал случился в 2004 году, когда борцы за права животных яростно протестовали против документальной ленты «Казуистика: Искусство убийства кошки». В ней трое мужчин пытают и убивают кошку на камеру (сам акт убийства не продемонстрирован). Показ так и не был отменен, что вылилось в пикеты и угрозы расправы над отборщиками ленты. К счастью, никто не пострадал.
«История фестиваля: Сегодня»
Миссия фестиваля — «изменить то, как люди видят мир через кино». Ежегодно его посещает около полумиллиона зрителей. Длится фестиваль десять дней, начиная с четверга после Дня труда. Билеты на показы может купить любой желающий (в отличие от тех же Канн или Венеции, куда допускаются только журналисты и представители индустрии).
Исполнительным директором TIFF является Джоана Висенте, художественным руководителем — Камерон Бейли. Сегодня это серьезная организация, в которой работает более трехсот постоянных сотрудников, а на период киносмотра привлекаются дополнительно сотни волонтеров.
TIFF пережил, конечно, по фестивальным меркам долгую и бурную эпоху молодости и становления. Теперь же можно с уверенностью утверждать, что он окончательно сформировался, обрел уникальное лицо и характер. Он вступает в эпоху своей зрелости.
«Святая святых»
Изначально площадки для показа фильмов и активностей TIFF были сосредоточены в районе Йорквилл, но затем постепенно мигрировали в так называемый Энтертейнмент Дистрикт (досл. «район развлечений») — самый фешенебельный и известный на весь мир даунтаун Торонто. В 2010 году руководство фестиваля открыло здесь постоянную штаб-квартиру TIFF Bell Lightbox, названную в честь генерального спонсора строительства — телекоммуникационной компании Bell Canada. На объект был потрачен 181 миллион канадских долларов. Возведен он на месте бывшей автомойки, принадлежавшей родителям режиссера Айвена Райтмана (создателя «Охотников за привидениями»). Его семья пожертвовала собственность ради реализации этого проекта.
Bell Lighbox представляет собой пятиэтажный комплекс с пятью кинотеатрами, киноархивом, библиотекой, двумя галереями, учебными помещениями, кинолабораторией и исследовательским центром. Работа центра не ограничивается лишь периодом фестиваля: мероприятия проходят в течение всего года. Здесь постоянно устраивают различные показы, семинары, дискуссии, выставки.
В специальной справочной библиотеке собрана обширная коллекция канадского кино, представляющая огромную ценность для исследователей со всего мира. Здесь хранятся не только копии фильмов, но и смежная продукция: сценарии, специализированные журналы, книги. Вход в библиотеку для режиссеров, студентов киношкол, журналистов и даже простых киноманов бесплатный.
В 2016 году фестиваль получил в дар 1460 копий фильмов на 16- и 35-миллиметровой пленке и запустил краудфандинговую кампанию по сохранению и реставрации старого кино.
«Родное кино»
Являясь важным субъектом канадского киномира, фестиваль в Торонто уделяет должное внимание и родному кинематографу. Смотр в Торонто всегда старался поддерживать и продвигать канадские таланты. TIFF открыл миру уникального режиссера Дэвида Кроненберга, слава которого началась с прошедшей здесь в 1983 году ретроспективы.
Ежегодно в декабре публикуется список из десяти лучших канадских фильмов года. Причем не имеет разницы, демонстрировался ли фильм ранее в рамках TIFF или не принимал участие в фестивале. Каждой вошедшей в топ ленте в течение следующего года устраивается специальный показ в TIFF Lightbox.
С 1984 года раз в десятилетие жюри из профессиональных деятелей киноиндустрии составляет топ-10 лучших канадских фильмов всех времен. Последний на сегодняшний момент подобный список был опубликован в 2015 году. В него входят такие фильмы как «Славное будущее» Атома Эгояна (1997), «Иисус из Монреаля» Дени Аркана (1989), «Братья C.R.A.Z.Y.» Жана-Марка Валле (2005), «Связанные насмерть» Дэвида Кроненберга (1988) и др.
«Награды»
На фестивале в Торонто, в отличие от тех же Канн или Берлина, нет профессионального жюри, да и основного конкурса как такового, а главной наградой считается «Приз зрительских симпатий». Он вручается полнометражной ленте с наивысшей оценкой зрителей. Если быть до конца корректным, то полное название награды звучит как «Приз зрительских симпатий Grolsch» в честь одноименной пивоваренной компании, выступающей сегодня ее спонсором. Среди прошлых спонсоров был, например, Cadillac. Помимо победителя при вручении награды упоминаются также фильмы, занявшие второе и третье место.
Кроме программы полнометражных работ аналогичный приз существует в программе документального кино и в секции «Полуночное безумие».
После каждого сеанса зритель вправе поставить оценку просмотренному фильму на корешке входного билета, который опускается в ящик для голосования на выходе из зала. На основании этих оценок и выводится итоговый рейтинг фильма. Однако, чтобы не допустить подтасовок и вбросов, организаторы учитывают также соотношение голосов за каждую ленту с количеством зрителей, присутствовавших на сеансе. В общем, результаты голосования недоверия не вызывают.
После объявления фильма-победителя проходит его повторный бесплатный показ в Рой-Томсон-холле.
Стоит отметить, что определенные награды все-таки вручаются по решению различных жюри. В их числе три основные награды канадскому кино: лучший фильм, лучший первый фильм и лучший короткометражный фильм. Есть призы от киножурналистов FIPRESCI и «Сети продвижения азиатского кино».
Кроме определения победителя регламент фестиваля оставляет за жюри право на почетное упоминание той либо иной ленты.
В 2019 году TIFF представил две новые награды: Impact Award для продюсеров, оказавших влияние на киноиндустрию, и «Премия Мэри Пикфорд» для начинающих женщин-режиссеров.
«Программы»
Все фильмы, участвующие в TIFF, разбиваются по программам в зависимости от формата, жанра, статуса режиссера и т.д. Основной считается «Современное мировое кино», где представлен широкий спектр кинолент со всего мира. Из других секций можно выделить «Открытие», в рамках которой собраны дебютные или вторые фильмы начинающих режиссеров, «Мастера», где можно увидеть новые ленты маститых кинематографистов, «Платформа» и т.д. Есть специальные программы для документального кино, короткометражек, отреставрированных классических работ.
Особое внимание заслуживает секция «Полуночное безумие», где зачастую демонстрируются самые радикальные, нестандартные, по-настоящему альтернативные и авангардные фильмы. В «Полуночном безумии» можно встретить как откровенный художественный трэш, так и настоящие жемчужины артхаусного кино. Основной упор, как правило, делается на фильмах ужасов, но только ими секция, конечно же, не ограничивается.
Говорят, что посещавший в 1992 году фестиваль в Торонто начинающий режиссер Квентин Тарантино не пропустил ни одного фильма, демонстрировавшегося в рамках данной секции.
С 2015 года действует программа «Платформа», в которой представлено авторское кино со всего мира, причем среди ее призеров по специальной квоте должен быть фильм со стриминговых сервисов.
«Прицел на «Оскар»
Зачастую начало TIFF перекрывает последние дни Венецианского киносмотра. Это приводит к тому, что многие журналисты и критики покидают Мостру и отправляются к канадским берегам. Данный факт является ярким подтверждением хищных законов медийного мира: что потенциально популярно среди аудитории, туда и будет обращен взор СМИ.
Еще в 2007 году журнал Time отметил, что смотр в Торонто теперь не просто самый важный осенний фестиваль, но и в принципе влиятельнейшее кинособытие года. Во многом это связано с тем, что именно здесь впервые заявляют о себе многие фильмы, которые впоследствии отмечаются в наградном сезоне, а также попадают в различные топы лучших фильмов года.
«Приз зрительских симпатий» — это своеобразное благословение в крестовый поход за вожделенной золотой статуэткой «Оскара». Действительно, достаточно беглого взгляда на список лауреатов хотя бы за последние 20 лет, и среди них можно увидеть таких обладателей премии «Оскар» за лучший фильм, как «Зеленая книга» (2018), «12 лет рабства» (2013), «Король говорит» (2010), «Миллионер из трущоб» (2008). На TIFF побеждали такие абсолютные зрительские хиты и обладатели всех на свете премий, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Ла-Ла Ленд», «Мой парень — псих» и многие другие заметные киноработы. Кроме того, именно здесь состоялись премьеры фильмов «Красота по-американски», «Господин Никто», «127 часов», «Черный лебедь», «Кролик Джоджо».
Голливудские студии отдают предпочтение Торонто, т.к. это полностью зрительский фестиваль, премирование фильмов не зависит от компромиссного мнения разношерстного жюри профессионалов. Также TIFF выигрывает по логистике и финансовым затратам: гораздо проще и дешевле привезти ленту в соседнюю Канаду, чем куда-то за океан, в Европу.
За «оскаризацию» смотр в Торонто не раз подвергался критике. Некоторые журналисты едко отзываются о нем, как о «барахолке кино», где действительно достойные работы соседствуют просто с собранным до кучи мусором.
«Кто Вы, мистер TIFF?»
Как бы кто горячо не пытался доказывать, что время Берлина, Канн и Венеции прошло, достойных конкурентов им так и не появилось. Не является исключением и кинофестиваль в Торонто. Несмотря на «броский костюмчик» и медийную раскрученность, он не задает новых векторов в кино, не старается смотреть вперед, за горизонт истории. Он, как говорится, «ловит хайп» здесь и сейчас. TIFF очень хорошо коррелирует с современной эпохой видеоблогинга и перманентного ньюсмейкинга. И, на самом деле, в этом нет ничего зазорного. Сегодня кино доступно практически всем, и вполне законно, что достаточно широкая группа людей, ценителей так называемого авторского мейнстрима, хочет, чтобы существовал фестиваль, отвечающий их вкусу. Все это делает киносмотр в Торонто идеальным мероприятием для киноманов.
Следуя заветам основателей, TIFF до сих пор считается самым душевным и комфортным для участников и зрителей фестивалем. Его ценят за простоту, демократичность и отсутствие снобизма.
Да, мистер TIFF не «выходец из элит», но и не «премия MTV». Да, он хочет нравиться и быть успешным, но при этом не теряет чувства вкуса. Да, он, возможно, не задумывается о вечном, но живет сегодняшним днем и наслаждается этим.
По материалам интернет-ресурсов:
en.wikipedia.org,
kinopoisk.ru,
thecanadianencyclopedia.ca