 Новая книга Наталки Харытанюк “Смерць лесбіянкі” сразу обращает на себя внимание, благодаря оригинальному по меркам белорусской литературы названию. Из аннотации мы узнаем, что книга эта – метафизический детектив (чтобы не означало это словосочетание).
Новая книга Наталки Харытанюк “Смерць лесбіянкі” сразу обращает на себя внимание, благодаря оригинальному по меркам белорусской литературы названию. Из аннотации мы узнаем, что книга эта – метафизический детектив (чтобы не означало это словосочетание).
Скажу сразу, что затравка у книги оказалась очень интересное – проклятие, сила власти над людьми, убийство лесбиянки. Есть круг подозреваемых, которые находятся в одном месте. Все подозреваемые – личности полностью разные, если не сказать враждебные по отношению друг к другу: феминистка, поэтесса-католичка, писательница-язычница, автор детективов и т.д. И прочитав до момента убийства внутренне ожидаешь, что перед тобой развернется настоящая детективная история в духе Агаты Кристи.
К слову сказать, тут и вправду есть что-то от Агаты Кристи – имя преступника нам неизвестно до самого конца, а подозреваемыми могут быть кто угодно. И мы тоже читаем книгу и стараемся угадать по косвенным уликам – кто же убийца? Молодой литератор, а может тетка рассказчицы? А вот результат следствия весьма разочаровывает. Он оказывается не то чтобы неожиданным, а просто нелогичным. Даже мотив убийцы совсем непонятен.
И если до момента развязки произведение прочно держалось на отметке “хорошо”, то потом сразу скатилось в “удовлетворительно”, а уж после финала… Но, не будем о грустном.
Еще одно разочарование – это персонажи. Казалось бы – каждый из них уникальная личность, и если полностью раскрыть его история может превратиться в интересное повествование о разных судьбах. Однако ни один герой книги (кроме рассказчицы), толком не раскрыт. А для детектива, пусть и метафизического, это большой минус. Да что уж там о живых – даже личность убитой толком не раскрыта.
Что уж тут говорить, если даже обязательная эротическая сцена, о которой автор так долго пишет в книге, сама по себе отсутствует. Возможно, именно она позволила бы внести в книгу глоток свежего воздуха.
Однако не стоит думать, что это плохая книга. Наоборот – это хорошее, качественное произведение. Читать его легко и интересно. Но создается впечатление, что Харытанюк попала в ловушку молодого автора – когда человек пытается придумать что-то оригинальное, чего не писал еще никто и привнести это в литературу. Старание это хорошо, но не менее важен и итоговый результат. Будь “Смерць лесбіянкі” традиционным детективом с интригой до самого конца, хорошо прописанными персонажами и легким налетом мистики – цены бы ему не было. А так – удовлетворительно, но не более того.








