*Либерия — «Земля свободы (досл.)
«Либерия» — во многом автобиографическое произведение Евгения Введенского, главным действующим лицом которого является он сам, но на несколько лет моложе. Сегодня начинающему писателю 36 лет и 5-летний опыт работы на черном континенте. А из его книги мы можем узнать — как его встретил самый недружелюбный материк нашей планеты.
«Либерию» можно очень четко разделить на две части: белорусскую и африканскую. Причем они разительно отличаются друг от друга – в первой части герой предстает перед нами как полноценное действующее лицо сюжета: он участвует в драке, пьянствует в общежитии, что-то разбивает, рассуждает. Вся белорусская часть от начала и до конца пропитана пьяным угаром и алкоголем. В какой-то момент перестаешь понимать – то, о чем пишет герой, происходит в реальности, или все-таки в его воспаленном алкоголем воображении. Здесь происходит раскрытие главного героя, чтобы мы поняли – с кем имеем дело.
Вторая часть, африканская, совсем другая – по большей части здесь герой выступает лишь в качестве наблюдателя. Нет, он все еще главное действующее лицо, но события, которые развиваются вокруг, становятся куда важнее его самого. Эта часть насыщена описаниями и большим количеством нелепых ситуаций, в которых оказывается Евгений. Все они служат для того, чтобы читатель понял, что это за страна – Либерия.
Это разделение книги на две условные части сыграло с ней злую шутку. Я уже успел прочитать несколько отзывов и заметил, что те, кому нравится «белорусская», негативно отозвались об «африканской». Они получились слишком разными. По сути из обоих можно было бы сделать по отдельной книге.
Но есть и что-то общее, объединяющее Беларусь и Африку – это поиск свободы. Автор не видит ее в Минске, но оказывается, что нет ее и в Африке. Это приводит Евгения к переосмысления самого понятия «свобода».
Свобода – это внутренняя тишина. Прозрачное озеро, которое насквозь, до дна, пронизывают и согревают лучи нашего солнца, сверкающего на огромном голубом небе. Это то, чего в реальности не существует – и что нужно всегда, каждую секунду видеть своим внутренним взглядом.
Несколько слов об Африке – более правдивой книги о черном континенте точно не писал не один из белорусских литераторов. Введенский смотрит на нее через призму белорусской реальности. Более того, даже находит несколько точек соприкосновения. Например, жители Либерии знают о Беларуси ровно столько же, сколько рядовой гражданин «синеокой» знает об этой африканской республике. То есть ничего. Зато либерийцы, как и многие белорусы, ценят силу гораздо больше гуманизма. Они уважают своего бывшего президента, который вверг страну в пучину войны, примерно также, как бывшие советские люди уважают Сталина, который репрессировал тысячи человек.
В остальном же Либерия, как и ее жители, в описании Введенского – это очень унылое зрелище. После прочитанного ехать туда точно не захочется. Даже в поисках свободы. Там много секса, много наркотиков, но «белый человек» для них – чужой. Он – средство существования.
Есть у книги и один большой недостаток – это ее концовка. Дело не в том, что она плохая или открытая. Ее здесь просто нет. Будто автор решил в какой-то момент, что на этом писать хватит и поставил точку. Потом по-быстрому набросал минимальный вывод и все. Я понимаю, что произведение автобиографическое и у него, как и у жизни, не может быть полноценного конца или итога. Но даже в документальной книге «Рома едзе» была промежуточная концовка, которая выглядела вполне логично. Здесь же нет даже этого.
В целом книга получилась довольно интересной. Да и читается быстро – осилить ее можно за два вечера. Так что ознакомиться с ней как минимум стоит. Но есть множество недостатков начинающего автора — многие моменты можно было описать гораздо интереснее, к тому же в книге имеется большое количество бессмысленных деталей и описаний. Вроде читаешь некий осмысленный диалог, думаешь, что он хоть как-то будет развивать сюжет. Но нет — это просто диалог, обмен фразами. На сюжет он никак не влияет, героя раскрыть не помогает и об Африке почти ничего не говорит, либо повторяет уже написанное, но другими словами.
Отдельная благодарность автору вот за этот фрагмент текста, который, на мой взгляд, заслуживает какой-нибудь литературной премии:
— А вы что-нибудь знаете про Беларусь? – спросил я.
(…)
— А что у вас в стране есть значительного?
— Чем твоя страна известна в мире?
На этот раз задумался я. К этому вопросу я оказался не готов – поскольку раньше не думал о Беларуси в таком глобальном разрезе… Основными векторами, которые в том или ином виде доминировали в белорусской культуре новейшего времени, были, пожалуй, Великая отечественная война и Чернобыль. Но стоило ли в качестве характеристики моей страны рассказывать о том, что во время нападения фашистской Германии на СССР Беларусь приняла на себя основной удар и потеряла около трети населения? Или об аварии на атомной электростанции в Украине, от которой Беларусь пострадала больше всех, потому что в этот день ветер дул в нашу сторону? Несомненно, это важнейшие события белорусской истории, и, возможно, либерийцы, учитывая трагическую судьбу их страны, нашли бы в них для себя что-то близкое, но что именно эти факты расскажут им о Беларуси?
Один нобелевский лауреат однажды сказал, что если ученый не может объяснить ребенку, чем он занимается – значит, он и сам не знает, чем занимается. Передо мной были не дети, а взрослые мужчины, которым нужно было в двух словах объяснить, что такое Беларусь, но… Что именно отличает белорусов от других народов? Какие признаки дают понять, что это – именно беларус, а не кто-то другой? Какие есть у Беларуси национальные символы – кроме картошки, которую пару веков назад внедрила русская царица? Что нужно делать, чтобы считаться настоящим беларусом – есть картошку, вспоминая при этом Великую Отечественную войну и Чернобыль? Может быть, именно из-за отсутствия явного представления о том, кто мы такие, мы не понимаем и не любим себя и свою страну, замечаем в ней только плохое и не видим хорошего, без сожаления уезжаем, легко вписываясь в чужие культуры и напрочь забывая о своем происхождении.