15 января в продажу поступили новые электронные проездные на общественный транспорт города Минска. Уже с 1 февраля в трамваях столицы будут действовать разовые талоны и электронные проездные на основе бесконтактной смарт-карты. Мы постарались рассмотреть все плюсы и минусы нововведения, речь о которых пойдёт ниже.
Для оплаты проезда пассажиру следует поднести проездной к специальном устройству — валидатору, после чего раздастся специальной звуковой сигнал, сообщающий об успешной оплате проезда. Контролёры же будут заходить в транспорт с переносными устройствами, с помощью которых будут проверять оплату проезда пассажиром. Стоит добавить, что при входе контролёры также будут блокировать валидаторы и компостеры в транспорте.
Новой способ оплаты вызвал много споров и недовольства среди общественности. Какие же есть приятные и неприятные функции у новшества?
ПЛЮСЫ
- Гибкая оплата проезда (электронный проездной может вмещать до 6-ти тарифных планов по количеству поездок, расстоянию, времени)
- Можно легко прокомпостировать талон
- Можно проверить остаток баланса проездного непосредственно в транспорте
- Активация проездного с любой даты месяца
- Возможная интеграция проездного в будущем с банковскими картами и другими платёжными системами
МИНУСЫ
- Необходимость подносить любой проездной (даже если количество поездок не ограничено, как в месячном проездном) к валидатору
- Наличие всего 3-х (пока) электронных компостеров в транспортной единице
- Необходимость покупать отдельное количество проездов для каждого вида транспорта, вместо обычного пополнения баланса
- Вероятные трудности оплаты проезда в часы пик
- Незащищённость от хулиганов (к примеру, на некоторых форумах предлагают засунуть в компостер жевачку или к валидатору приставлять поддельную карту, подобную контролёрской, которая будет блокировать доступ к дальнейшей оплате)
- Оплата залога карты (12 тысяч белорусских рублей)
А как у них
В Литве есть возможность приобрести одноразовый билет, который следует прокомпостировать в механическом или электронном компостере или многоразовый, который действует на определённый срок: сутки, 3 суток, 10 суток, а также проездные на месяц.
В Праге действует единый билет для проезда в метро, автобусе, трамвае и на фуникулёре. Их стоимость зависит от продолжительности поездки: 30 минут, 90 минут, 24 часа, 3 дня. Последние 2 варианта предполагают неограниченное количество поездок. Для оплаты проезда необходимо просто прокомпостировать талон, при пересадках (а некоторые билеты позволяют это делать) повторно «пробивать» талон не требует. Кстати, у водителей транспорта билет приобрести невозможно. Зато оплатить проезд можно с помощью СМС. Также в продаже имеются аналоги проездных: 30-ти, 90, 365-ти дневные купоны, которые начинают действовать с дня покупки. Наиболее удобными считаются персональные билеты «Опенкарт», которую можно оформить онлайн. При оплате годового проезда 2 раза в год можно приостановить действие карты на срок от 14 до 60 дней. Также «Опенкарт» используются для оплаты парковки в центре города и имеет ряд других бонусов.
В Таллине, для жителей зарегистрированных в столичной зоне, проезд в общественном транспорте — бесплатный. Для жителей города необходимо приобрести единую проездную карточку, которую при входе в транспорт нужно приложить к валидатору. Т.к. никаких личных данных на карте нет, то при себе необходимо иметь удостоверение личности. Также действует бесплатный проезд для учащихся до 19 лет в независимости от региона проживания страны.
В Финляндии в течение одного дня в 2013 году действовала акции в ходе которой можно было поменять испечённый в домашних условиях имбирный пряник на бесплатный проезд в общественном транспорте.
В столице Северной Кореи Пхеньяне в общественном транспорте разовый билет стоит всего 5 вон (3 американских цента), примечательно, что в метро действует и многоразовый билет на 270 поездок, который стоит 2000 вон (12,5 долларов США). Если же купить 270 разовых билетов, то это обойдётся в 1350 вон (8 долларов США), что, как ни странно, выгоднее. Туристам на наземном транспорте разрешено передвигаться только с сопровождающим, а на метро можно проехать всего одну станцию — остальные для посещения туристов закрыты. Двери в вагоны метро открываются непосредственно пассажирами (!), а закрываются уже машинистом после полной посадки. Никаких объявлений об этом и о следующих станциях нет.