Зачем в белорусских школах изучают русскую литературу?

Всемирная литература

Существование русской литературы в белорусской школьной образовательной системе можно объяснить лишь последствиями советской системы образования. Этот предмет занимает сотни часов учебного времени, во время которых белорусские школьники вынуждены читать о красотах русской природы, русском дворянстве, русских войнах, русской истории и т.д. Совсем немного, не больше 5-6 часов на каждый год обучения, в рамках изучения предмета «Русская литература», уделяется внимание иностранным авторам. Но выглядит это настолько блекло, а произведения подобраны настолько несоразмеримые по объемам, что попросту не запоминаются.

Так зачем белорусским школьникам учить русскую литературу? Почему бы наконец-то не провести реформу и начать изучать предмет «Иностранная литература», в рамках которого можно было бы знакомиться и с отдельными произведениями русской литературы?

Исчезла бы необходимость читать «Дубровского», «Капитанскую дочку», «Кому на Руси жить хорошо», «Детей подземелья», «Поднятую целину», «Войну и мир» и десятки других творений. Не сочтите за цинизм – каждая из этих книг достойна внимания, но не в рамках учебной программы в школе. В мировой литературе гораздо больше достойных образцов. Например, «Убить пересмешника», «На западном фронте без перемен», «Скотный двор», «Над гнездом кукушки», «Страдания юного Вертера», «Божественная комедия», «Посторонний», «Собор парижской богоматери», «Вино из одуванчиков» и многие другие. Образцы любого направления и тематики. Ведь в определенных направлениях литературы, например научной фантастике, экзистенциализме, фэнтези, готическом романе, русская литература и близко не приблизилась к произведениям других авторов.

Вместо этого школьников пичкают «Войной и миром» и «Тихим Доном». По личным наблюдениям, из моего класса четырехтмник Льва Толстого прочитали 4 человека. Даже несмотря на то, что этот роман, если мне не изменяет память, проходили целую четверть. И сочинение писали, которое все списывали из сборников или руководствовались при написании кратким пересказом. И это пример лишь одного такого произведения. В программе их десятки. У того же Толстого есть гораздо более значимые произведения меньшего объема. Например, «Воскресение».

По поводу «Тихого Дона» — благодаря этому произведению Шолохов получил Нобелевскую премию. Хорошо, но почему же тогда обделены вниманием школьной программы другие лауреаты — Генрик Сенкевич, Уильям Голдинг, Сэмюэл Беккет, Альбер Камю, Герман Гессе. Из-за этого большинство людей смогут узнать об этих именах, только если продолжат интересоваться чтением после школы. В противном случае значительный пласт мировой культуры пройдет мимо них.

Еще один пример: «Детство», «Отрочество» и «Юность», опять же, Льва Толстого. Зачем белорусским школьникам изучать быт и традиции российского дворянства? Сюда же можно отнести схожую серию произведений Максима Горького.

Русская литература ничуть не более «великая», чем литература американская, немецкая, французская или, например, финская. Прилагательное «великая» вообще не имеет никакого отношения к литературе. Его употребляют только в пафосных речах. Потому что никто не сможет составить список критериев, по которым какая-то литература может называться великой, а иная нет. Тем более, как я уже писал выше, некоторые направления в русской литературе либо полностью отсутствуют, либо представлены эпизодически.

По моему мнению из русской литературы можно было бы оставить поэзию Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Маяковского. Из прозы – Достоевского, Чехова, Тургенева, Булгакова, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Шаламова, Довлатова, Симонова. Из драматургии — Грибоедова. Конечно, более квалифицированные люди в литературоведении могут кого-то добавить или убрать из этого списка. Но это именно то, что запомнилось мне. Остальное превратилось в сплошное темное пятно памяти, где нет просвета.

Еще раз – я не против изучения русской литературы в школе. Я против предмета «Русская литература». Думаю, буду недалек от истины, если скажу, что нигде в мире, кроме постсоветских стран, на уровне школьного образования не изучают литературу другого государства.

P.S. Если честно, школу я закончил довольно давно и могу ошибаться насчет современной школьной программы.

Мнение автора может не совпадать с мнением администрации сайта

HVALI.BY