Затерянный мир белорусской истории

Наш Затерянный мир

Есть известная поговорка: «Историю пишут победители». Но ее автор забыл добавить слово – «окончательные» победители. Потому что неважно, каких побед страна добилась в определенный момент истории, если в итоге она пропала с карты мира. И, к сожалению, история Беларуси в этом случае – пример показательный.

Книгу Игоря Литвина «Наш «Затерянный мир» (скачать можно ЗДЕСЬ) нельзя назвать серьезным историческим трудом. Эта книга предназначена, скорее, для развлечения и поднятия гордости за собственную историю. И упор в книге сделан именно на те факты, которыми каждый из нас должен гордиться. И нередко эти самые факты идут вразрез с официальной версией истории. И еще более часто они не совпадают с историей наших стран-соседок: Литвы, Польши и России. Сам автор пишет, что он вовсе не пытался сделать свою книгу антироссийской или антипольской, а пытался сделать ее «пробелорусской». Другими словами, книга рассказывает белорусскую историю с той точки зрения, с которой она должна преподаваться в белорусских школах.

Книга состоит из 15 глав. Первые три (Вступление, Современность, История) можно назвать вступительными. В них автор рассуждает о значении истории для современного человека, о том, что нашей историей сегодня пользуются все, кроме нас самих и пытается понять – почему так происходит.

Главным является не то, как к нам относятся россияне, немцы, американцы или поляки, а то, как мы сами позволяем к себе относиться.

В принципе, читаются первые три главы легко, но занимают слишком много места — более 60 страниц. А полезной информации в них не очень много. Автор скорее пытается объяснить мотивы, которые побудили его эту книгу написать. В оставшихся 12 главах автор кратко пересказывает белорусскую историю от древности до смерти великого князя Витовта.

Игорь Литвин очень избирательно подходит к темам, которые подняты в книге. Он может пропустить целый век, а затем посвятит одному событию не менее 10 страниц. Например, очень мало информации удается почерпнуть о полоцком князе Брячиславе (отце Всеслава Чародея) и Глебе Минском. Зато очень много место уделяется событиям, которые напрямую не связаны с белорусской историей. Например, описание быта тевтонцев, историю этого рыцарского ордена и их главной крепости – замка Мальборк. Все это читать очень интересно. Но уж если автор задался целью рассказывать белорусскую историю, встает вопрос о целесообразности таких отступлений.

…при отсутствии чётких национальных ориентиров и ясного понимания целей «памяркоўнасць», по сути, является важным механизмом само­сохранения. Берись белорусы при любом конфликте за автоматы, уже давно не было бы такой нации. Примеров же того, как бело­русы воевали друг против друга, и так предостаточно.

Главная же проблема этой книги заключается в том, что автор решил сделать ее уж слишком «пробелорусской». На наш взгляд,  некоторые факты притянуты за уши, но очень часто автор просто высказывает свои предположения не опираясь на исторические документы. Просто пытается выстроить все события в максимально логическом порядке. Но ведь логика не всегда побеждает человеческую натуру. Чтобы читатель был готов, приведем несколько догадок, которые высказывает автор в книге:

  • брак между Рогнедой и Владимиром был добровольным;
  • в битве на Немиге 1067 года победили войска Всеслава Чародея;
  • Полоцк был крещен раньше Киева;
  • Куликовскую битву выиграло Великое княжество Литовское;
  • Витовта убили и т.д.

Никто не спорит, что все в реальности могло быть так, как утверждает Игорь Литвин. Но никаких исторических доказательств этому, к сожалению, нет. Таким образом, автор уподобляется тем же российским историкам, которые строят просто немыслимые легенды, опираясь на незначительные факты. Тем более что на любой довод Литвина можно запросто найти контрдовод. Например, утверждение о том, что брак Рогнеды и Владимира был мирным. В таком случае абсолютно непонятно куда делись сыновья Рогволода, которые должны были править Полоцком. А Литвин об этом даже не пишет.

Все без исключения государства приукрашивают и «удревняют» своё прошлое. Слишком часто историю делают «продажной девкой», обслуживающей политиков. Верность такой «науки» такая же, как и у представительниц соответствующей профессии. Не удивительно, что «технари» зачастую относятся к истории как к лженауке.

Полностью согласны с автором в том плане, что сегодня белорусская история находится в крайне плачевном состоянии. Засилие «западников» и «русистов» превратили наше прошлое в развалины. Более того, такое давление с двух сторон в итоге привело к тому, что большинство белорусов просто не знают своей истории. Спросите у людей на улице что-нибудь про Речь Посполитую, князя литовского Казимира или Рогнеду. В лучшем случае люди скажут, что помнят об этом из школьной программы. А популяризаторов белорусской (именно белорусской) истории сегодня очень мало.

Хотя, не спорим, есть и очень интересные мифы, которые автор развеивает. Например — миф о русских смоленских полках, которые погибли в Грюнвальдской битве. Правда никто не упоминает, что Смоленск в те годы был частью ВКЛ, а не Московского княжества. Да и количество тех самых «смоленских» полков слишком преувеличено.

Отметим также хороший язык автора и наличие в книге исторических документов и карт.

Книгу Игоря Литвина можно обвинять в излишней «пробелорускости» или, как он сам пишет «литвинизме». Но для любого белоруса прочесть ее будет гораздо полезнее, чем труд того же Карамзина или Яна Длугоша. А для многих именно «Наш «Затерянный мир» станет отправной точкой в исследовании родной истории.

Есть чёткие определения терминов: патриот — это тот, кто любит свою нацию, националист — кто ненавидит чужую, нацист — исповедует идею превосходства своей и ничтожности остальных наций. Но в советские времена было так: если человек любил свою Родину — Россию, то это — патриот. А вот если человек любил свою Родину — Беларусь, то это — «националист». А если у него есть ещё и свои интересы, отличные от российских, то это — «нацист», «фашист» и т. д.

HVALI.BY