Книга Алеся Аркуша «Мясцовы час» недаром так называется. И дело не только в связи автора с одноименной музыкальной группой, но также и с аудиторией, которой данное произведение адресовано. Если вы не знаете, кто такой Славомир Адамович, Винцэсь Мудров, Юрий Гуменюк, Змитер Вишнёв или хотя бы Лявон Вольский, то данная книга не для вас. А уж если вы не знаете группу «Мясцовы час» и никогда в жизни не слышали про «Таварыства вольных літаратараў”, то и подавно.
Если кратко, то в этом небольшом романе описывается культурная жизни полотчины конца 80-х начала 90-х годов, в котором непосредственное участие принимал и сам автор книги. Люди, которые интересуются развитием современной белорусской литературы могут узнать из книги что-нибудь новое. Но остальным она просто не закатит. Хотя мне, признаюсь, читать ее было интересно.
Метод повествования автором выбран довольно необычный. Он не линейно рассказывает обо всех событиях, а использует мозаичную структуру построения текста. Например во время рассказа о “Басовішчы” он перескакивает на другую тему, а затем снова возвращается к фестивалю. Также в книге много писем, которые писали автору участники описанных им событий.
В целом произведение получилось занимательным для тех, кто «в теме». Но напоследок хотелось бы отметить несколько недостатков. Первое – у книги очень хорошее, подробное начало. А вот концовка показалась какой-то скомканной. Второе – сразу видно, что Алесь Аркуш хотел рассказать в своей книге об очень многих событиях: и о группе «Мясцовы час», и о «ТВЛ», и об отдельных личностях, и о собственных переживаниях и необычных историях (вроде предсказаний гадалки). Но из-за этого читатель просто не может сконцентрироваться на какой-то одной теме.
Что касается мозаичное схемы строения текста, то я не назову ее плохой. Скорее наоборот. Именно благодаря ней все события, которые происходят в романе создают единую картину культурной жизни полотчины тех лет.
«ЖЫВЕ МАСТАЦТВА!!!» – адпаведны лёзунг. А як жыць тым, хто стварае мастацтва? Як жыць, каб ствараць яго на адпаведным узроўні? Як ладзіць, у рэшце рэшт, агульную справу: новыя выданьні, «гастролі», прэзэнтацыі, інаўгурацыі і г.д.?