24 января 2024 года Национальная премия киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» объявила победителей за 2023 год. Лучшим игровым фильмом стала «Сказка» Александра Сокурова, лучшим сериалом — «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова.
Год назад экспертный совет премии принял решение не проводить никаких церемоний и отказаться от голосования. Не те времена, чтобы устраивать праздники. Однако после паузы и некоторых дебатов в нынешнем году все-таки решили назвать лучшие картины, снятые в 2023-м, дать им экспертную оценку, которая важна всегда. Но от церемонии отказались, ограничившись оглашением списка лауреатов.
На практике новая кинематографическая реальность проявила себя в том, что в центре внимания критики оказались фильмы, вообще не получившие театрального проката, но так или иначе ставшие достоянием общественности.
Это прежде всего «Сказка» Александра Сокурова, показанная на фестивалях и ныне доступная в YouTube. Выполненная в гротескно-экспериментальной форме, она поставила в тупик даже некоторых профессионалов критического цеха; они предлагали выделить и поощрить ее как безусловно значимое «событие года», но отказывались рассматривать в категориях «лучшего фильма». Однако голосование, в котором приняли участие 59 ведущих кинокритиков, принесло «Сказке» победу над остальными претендентами именно в этой главной номинации.
Контркандидатом был «Пациент №1» Резо Гигинеишвили, в итоге получивший награды за лучшую режиссуру и две актерские — Александру Филиппенко за главную мужскую роль и за женскую второго плана Инне Чуриковой. Как и «Сказка», это не только талантливый, но неожиданный фильм-сюрприз, появившийся уместно и вовремя.
В обоих фильмах фигуранты и казусы советской истории увидены из сегодняшнего дня через призму того, что можно назвать некрореализмом. В «Сказке» Сталин ворочается в гробу и на время оживает в Чистилище, чтобы доразобраться в своих отношениях с Гитлером, Муссолини и Черчиллем. А вот пациент №1 Константин Устинович Черненко уже при жизни напоминает труп, которому целая армия врачей, медсестер и санитаров пытается продлить земное существование вопреки законам биологии. Морок истории и сюрреальность мифа, отблески реальных трагедий и черный юмор, сопутствующий геронтофильскому стилю власти на излете СССР, — все это соединилось в работе Гигинеишвили. Так и не добравшись до проката, фильм вопреки всему стал убедительным фактом сегодняшнего российского кинематографа.
Не выходили в прокат и «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой, награжденный «Белым слоном» за лучший сценарий, и «Каникулы» Анны Кузнецовой — фильм, признанный лучшим режиссерским дебютом года. Хотя ни тот ни другой не затрагивают никаких острых социальных или политических тем, оба оказались нежелательными гостями для стерилизованного проката, избегающего всего, что не укладывается в узкие рамки новой культурной политики.
Критики, впрочем, не прошли мимо широко разрекламированных, снискавших официальную поддержку и широкое зрительское признание работ — наградили званием лучшего сериала «Слово пацана» Жоры Крыжовникова.
По две награды получили «Снегирь» (операторская работа Алишера Хамидходжаева и роль второго плана Александра Робака) и «Чувства Анны» (музыка и главная женская роль Анны Михалковой).
«Наше профессиональное сообщество сегодня ограничено в возможностях: после закрытия некоторых фестивалей, ряда профессиональных и общеполитических изданий, запрещения социальных сетей, изгнания премии «Белый слон» из стен Союза кинематографистов, мы оказались лишены полноценной площадки для просмотров и публичного обмена мнениями, — говорится в официальном заявлении оргкомитета. — Но именно в этой ситуации особенно важно обратить внимание современников на достижения отечественного кино. Мы с радостью отмечаем высокий уровень дебютов в игровом кино, — практически все фильмы шорт-листа заслуживают награды. То же можно сказать о номинациях, связанных с неигровыми и анимационными категориями. В полнометражном игровом кино количество номинантов даже пришлось увеличить из-за сильного разброса мнений членов экспертного совета. Мы надеемся, что обнародование результатов работы жюри независимого профессионального конкурса, которым является премия «Белый слон», поддержит подлинно талантливый кинематограф, поможет ему найти дорогу к зрителю и в итоге занять достойное место в современном историческом и кинематографическом процессе».
«Белый слон» (до 2006 года — «Золотой овен») вручается за достижения в области российского кино и профессиональный вклад в его развитие с 1998 года. В 2021 году Гильдия киноведов и кинокритиков России перестала быть учредителем премии — после того как в 2021 году экспертный совет объявил «Событием года» фильмы-расследования оппозиционного политика Алексея Навального и его команды. Последний раз премию «Белый слон» вручали в начале февраля 2022 года по итогам киносезона 2021 года. Лучшим фильмом критики тогда признали картину «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова.
Список номинантов и победители в основных категориях:
Лучший фильм
- «Сказка» (2022), реж. Александр Сокуров
- «За нас с вами» (2023), реж. Андрей Смирнов
- «Один маленький ночной секрет» (2023), реж. Наталия Мещанинова
- «Пациент №1» (2023), реж. Резо Гигинеишвили
- «Снегирь» (2023), реж. Борис Хлебников
- «Фрау» (2023), реж. Любовь Мульменко
- «Чувства Анны» (2023), реж. Анна Меликян
- «Чума» (2023), реж. Дмитрий Давыдов
Лучший полнометражный игровой дебют
- «Каникулы» (2022), реж. Анна Кузнецова
- «Бери да помни» (2023), реж. Байбулат Батуллин
- «Блажь» (2023), реж. Илья Поволоцкий
- «Клетка ищет птицу» (2023), реж. Малика Мусаева
- «Контакты» (2023), реж. Дмитрий Моисеев
- «Королевство» (2023), реж. Татьяна Рахманова
- «Ниша» (2022), реж. Антон Ермолин
- «Привет, мама» (2022), реж. Иля Малахова